Switch to English   Новинки История Афиша  Уроки  Книга Блюз Контакты  
         
     
     
 
УРОК 2
Блюзовый Квадрат. Опевание первых ступеней гармонических функций
 
      Bb Blues. Основная задача второго урока    научиться ориентироваться в Блюзовом Квадрате, а так же строить музыкальные фразы используя только различные виды опевания первых ступеней гармонических функций, при помощи ступеней Минорной Пентатоники. Блюзовый Квадрат  это своего рода куплет в блюзе, который состоит трёх строк, каждая строка состоит из двух двухтактовых фраз, которые как раз соответственно и являются "вопросом" и "ответом". Таким образом получается двенадцатитактовый блюзовый квадрат, состоящий из шести музыкальных фраз, причём кульминация приходится на девятый и десятый такты, то есть на пятую фразу, находящуюся в начале третьей строки. Несложно догадаться, что такая форма взаимосвязана с традиционной формой поэтического текста блюза. Тем кому уже знакомы понятия: Тоника (T), Субдоминанта (S), Доминанта (D), будут понятны приведённые ниже таблицы:
 
 

вопрос 

ответ

 

|T

|

|T

|

|

вопрос 

ответ

 

|S

|

|T

|

|

вопрос 

ответ

 

|D

|S

|T

|D

|

 
 
      И то же самое, только ступенями, на которых строятся аккорды гармонических функций, изучаемого нами в данный момент вида блюза:
 
     

|I

|

|I

|

|

     

|IV

|

|I

|

|

     

|V

|IV

|I

|V

|

 
      И всё же я напомню, что гармония и гармонические функции существуют для того чтобы создавать изменяющееся во времени гармоническое напряжение. В котором функция тоники соответствует положению покоя, функция субдоминанты нарушает равновесие и создаёт напряжение, а функция доминанты несёт в себе максимальное напряжение, требующее разрешения, то есть возвращения в состояние покоя и равновесия. Таким образом мы получаем гармоническую последовательность, которая создаёт музыкальную энергию. Но не будем далее отвлекаться, и продолжим практические упражнения.
 
      Во всех упражнениях второго урока используются только ступени Минорной Пентатоники. Первое упражнение состоит из трёх пар Блюзовых Квадратов один квадрат слушаете пример, затем в следующем квадрате повторяете точно тоже самое. Первый пример состоит из длинных нот соответствующих длине двухтактовых фраз и первым ступеням гармонических функций выделенных в таблице зелёным цветом (тактовые черты обозначены чёрным цветом). Во втором примере к тем же нотам добавлены нижние опевания, а в третьем соответственно верхние 
 
 
 
      Во втором упражнении нам предстоит диалог. На записи звучат двухтактовые фразы, с которых начинается каждая блюзовая строка, соответствующие "вопросам", а от Вас потребуется сыграть "ответы".  Заранее могу порекомендовать следующее: как можно больше ритма и как можно меньше мелодического движения, то есть максимально используйте различные ритмы на центральном тоне (в данном случае первым ступеням гармонических функций) и немного добавляйте нижних и верхних опеваний, разумеется используя только ступени Минорной Пентатоники, для первого опыта начинайте и заканчивайте фразы центральным тоном, ограничьте себя диапазоном в октаву, то есть не скачите на пятую ступень вниз и на первую вверх, а так же стройте "ответы" первых двух блюзовых строк или на той же ритмо-мелодической формуле, что и "вопросы", или на вариациях на эту формулу  
 
 
 
      В третьем упражнении мы меняемся ролями, и Вам предстоит играть "вопросы", а на фонограмме записаны "ответы". Конечно полноценно это можно сделать только в реальном времени с живым "собеседником", однако нам сейчас важнее, чтобы Вы сыграли фразы соответствующие гармоническим функциям "вопросов" 
 
 
 
      Заключительное четвёртое упражнение второго урока состоит из диалогов с самим собой, то есть теперь мы с Вами будем по очереди играть за двоих собеседников по целому двенадцатитактовому блюзовому квадрату, задавать себе "вопросы", и сами же на них давать "ответы". Конечно попахивает шизофренией, но так уже исторически сложилась блюзовая форма, впрочем иногда побеседовать с самим собой даже полезно и интересно, есть большая вероятность открыть что-то новое.  Три трека подряд, из которых первый и третий начинаю я, а второй начинаете Вы