English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•

 
         
 

 
     
 

• Уровень 3 — Ритм

Основная задача уровня 3 – освоить базовый уровень исполнения ритма.

 

I. ЗВУК

Базовые упражнения по работе над звукоизвлечением Antosha Haimovich - Developing Your Saxophone Tone.pdf

1. Самолётик (The Airplane) — 2 раза
2. Коровушка (The Cow) — 2 раза
3. Ступеньки вниз (The Steps Down) — легато, 2 раза
4. Челнок вниз (The Shuttle Down) — легато, 2 раза
5. Ступеньки вверх (The Steps Up) — легато, 2 раза
6. Челнок вверх (The Shuttle Up) — легато, 2 раза
7. Водопады (The Waterfalls) — легато, 2 раза

При выполнении упражнения «водопады» обязательно делайте переход между нотами без помощи языка. Не маскируйте переходы. Стремитесь произвести их максимально слитно, без пауз. Не бойтесь «артефактов». С опытом чистые переходы, то есть без призвуков и пауз, постепенно начнут получаться. 

Прочитать главы с 11 по 19 из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

 

II. СОЛЬФЕДЖИО

На данном этапе необходимо научиться точно попадать голосом в первую и третью ступени натуральной мажорной гаммы. Для этого нужно сделать такие упражнения:

  1. Нажмите на клавиатуре фортепиано ноту До (До первой октавы для высоких голосов, которая находится приблизительно в центре клавиатуры. До малой октавы для низких голосов, которая находится несколько левее центра клавиатуры). Нажмите на клавиатуре фортепиано ноту Ми, которая находится чрез одну белую клавишу правее ноты До. Несколько раз поочерёдно нажмите ноты До и Ми. Внимательно прислушайтесь к характеру звучания сочетания первой и третьей ступеней натуральной мажорной гаммы.

2. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту До и пойте её, используя английское слово «One» [wʌn], [уАн].

3. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Ми и пойте её, используя английское слово «Three» [θriː], [фри].

4. Многократно чередуйте на клавиатуре фортепиано ноты До и Ми, и одновременно пойте «One, Three, One, Three, One, Three, ...». Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости попадания в ноты и осознанности.  

 

III. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Прочитать — «Глава 34 • Хроматическая гамма» из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

Хроматическая гамма Antosha Haimovich - Chromatic Scale (Exercise for Saxophone).pdf За один урок сыграть по несколько раз каждую часть упражнений A, B, C. Затем ежедневно играть упражнения A(daily!), B(daily!), C. Основная задача — выучить последовательность наживаемых «кнопочек», а ровностью ритма займёмся позднее. Эти упражнения стоит делать не только со звуком, но и беззвучно, только пальцами:

1. Отдельно правая рука (от G1 вниз до D1 и обратно — 2 раза)
2. Отдельно левая рука (от C#2 вниз до G1 и обратно
— 2 раза)
3. Соединить (от D1 до D3 и обратно)
— 2 раза

 

IV. АРТИКУЛЯЦИЯ

Прочитать — «Глава 41 • Украшения и спецэффекты» из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017). Изучить и сыграть упражнения и этюды из сборника Bill Bay - Mel Bay's Jazz Sax Studies (Audio p.1-12)  на страницах 3 и 4. Внимание на штрихи. Мыслить звукоподражательными слогами. Ритм примерно и на слух. В аудио-примерах альт-саксофон:

Phrase #1
Coral Riff
Phrase #2A
Easin' On
Phrase #2B
Jazz Study
Easy Feelin'

 

V. РИТМ

Прочитать — «Глава 30 • Ритм» из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

Сыграть со счётом при помощи ноги подряд все упражнения из «РИТМИЧЕСКОЙ АЗБУКИ» страницы с 1 по 6, и три первые строки на странице 7 Antosha Haimovich - Rhythmic ABC.pdf

Изучить подряд все произведения со счётом ритма при помощи ноги в сборниках:

Michiel Merkies - The Sound of Pop, Rock and Blues - Slow
Michiel Merkies - The Sound of Pop, Rock and Blues - Vol.2 - Slow

Ноты для альт-саксофона с пометкой «Eb». Ноты для тенор-саксофона с пометкой «Bb».

На каждую песенку не более одной недели. До идеального исполнения доводить не нужно. Даже если не удалось довести до оригинального темпа, как только получилось осознанно сыграть ритм с минимальным количеством помарок со штрихами и звуковысотностью, так сразу приступать за следующее произведение. Действовать по следующему алгоритму:

1. Первая музыкальная фраза продолжительностью в два такта без аккомпанемента.
 

a. Несколько раз сыграть только звуковыстоность нот, то есть всё внимание направить на освоение последовательности аппликатурных комбинаций.

b. Добавить исполнение штрихов. Мыслить звукоподражательными слогами. Точно и чётко исполнять штрихи. Сыграть фразу несколько раз.

c. Разобраться на какие доли приходятся начало и конец нот и пауз, то есть приходятся они на удар ноги по полу или исполняются в тот момент, когда нога находится в верхней точке своего движения. Сыграть фразу со счётом при помощи ноги несколько раз, пока не получится сыграть безошибочно три раза подряд.

2. Отработать вторую двухтактовую фразу так же как первую (a, b, c).

3. Соединить первую и вторую фразу. Исполнять со счётом ногой.

4. Отработать третью двухтактовую фразу (a, b, c).

5. Отработать четвёртую двухтактовую фразу (a, b, c).

6. Соединить третью и четвёртую фразу. Исполнять со счётом ногой.

7. Отработать таким образом все оставшиеся двухтактовые фразы.

8. Соединить все фразы с начала до конца в единое произведение. Не останавливайтесь при недочётах и помарках. Запоминайте в каких фразах допустили ошибки.

9. Повторить отдельно по несколько раз фразы в которых были допущены ошибки.

10. Исполнить 2-3 раза произведение с аккомпанементом в медленном темпе (аудио-файлы с пометкой  « - Slow»). Движения ноги подстраиваем под темп фонограммы. Игру на саксофоне синхронизируем с движениями ноги.

О том как считать продолжительность вступления — «Глава 31 • Счёт пауз и вступление» из книги «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

11. Ещё раз играем произведение без аккомпанемента. Медленно! Всё внимание на синхронизацию с движениями ноги.

12. Несколько раз играем произведение в оригинальном темпе с аккомпанементом. До тех пор, пока ритм не выровняется и количество ошибок, недочётов и помарок будет минимальным.

 

VI. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

Этот уровень имеет большую продолжительность, поэтому одного альбома не хватит. Не перескакивайте с альбома на альбом, последовательно прослушайте не менее тридцати раз каждый:
02. Lester Young - 1956 - The Jazz Giants
03. Johnny Hodges - 1960 - Master Of Jazz

ОГЛАВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ 4