English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

• Уровень 5 — Артикуляция в джазе 2

Основная задача уровня 5 — научиться принимать решение о виде стандартной джазовой артикуляции которую нужно применить в данном ритмическом контексте музыкальных фраз по ходу исполнения, в реальном времени.

 

I. ЗВУК

Базовые упражнения по работе над звукоизвлечением Antosha Haimovich - Developing Your Saxophone Tone.pdf):

1. Самолётик и коровушка (The Airplane, The Cow) — 2 раза каждое
2. Ступеньки и челноки (The Steps Down, The Shuttle Down, The Steps Up, The Shuttle Up) — легато, 1 раз каждое упражнение
3. Водопады (The Waterfalls)  — легато, 1 раз
4. Динамическое дыхание часть 1 и 2 (Leveling of Breath)  — легато, 1 раз
5. Выдержанные звуки (The Flat Notes)  — 1 раз
6. Филированные звуки (The Volume Up & Down)  — 1 раз
7. Вибрато (The Vibrato)  — 1 раз
8. Филированные звуки с вибрато (The Volume Up & Down with Vibrato)  — 1 раз
9. Сфорцандо, субито пиано, крещендо, диминуэндо (Sforzando, subito piano, crescendo, diminuendo)  — 1 раз
10. Контрастные акценты (The Contrasting Accents)  — 1 раз
11. Субтон часть 1 и 2 (The Subtone)  — 1 раз

Прочитать об особенностях выполнения упражнений на динамику Глава 19 • Комплекс ежедневных упражнений на звук в книге «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

 

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Комплекс ежедневных упражнений на звук для саксофона.
Вы можете использовать кнопку паузы для самостоятельного повторения каждого упражнения после звукового примера. Уровень моего исполнения не является идеальным, но вполне достаточен в качестве иллюстративного примера. Регулярно работайте над звуком, и у Вас наверняка получится лучше!
 
Alto Sax, Slow
00:00 The Airplane & The Cow
00:43 The Steps & The Shuttles
01:19 The Waterfalls
02:00 Leveling of Breath
04:12 The Flat Notes
04:43 The Volume Up & Down
05:27 The Vibrato
06:17 The Volume Up & Down with Vibrato
06:50 Sforzando, subito piano, crescendo, diminuendo
07:21 The Contrasting Accents
07:58 The Growl
09:33 The Obertones of Low Bb
10:53 The Frontal Keys
11:47 The Subtone
 
Tenor Sax, Fast
00:00 The Airplane & The Cow
00:24 The Steps & The Shuttles
00:50 The Waterfalls
01:03 Leveling of Breath
02:34 The Flat Notes
03:00 The Volume Up & Down
03:36 The Vibrato
04:21 The Volume Up & Down with Vibrato
04:52 Sforzando, subito piano, crescendo, diminuendo
05:18 The Contrasting Accents
05:49 The Growl
06:52 The Obertones of Low Bb
07:38 The Frontal Keys
08:25 The Subtone
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

 

II. СОЛЬФЕДЖИО

На данном этапе необходимо научиться точно попадать голосом в первую, третью, пятую и верхнюю первую (то есть восьмую) ступени натуральной мажорной гаммы. Для этого нужно сделать такие упражнения:

  1. Нажмите на клавиатуре фортепиано ноту До (До первой октавы для высоких голосов, которая находится приблизительно в центре клавиатуры. До малой октавы для низких голосов, которая находится несколько левее центра клавиатуры). Нажмите на клавиатуре фортепиано ноту Ми, которая находится чрез одну белую клавишу правее ноты До. Нажмите на клавиатуре фортепиано ноту Соль, которая находится чрез одну белую клавишу правее ноты Ми. Нажмите на клавиатуре фортепиано верхнюю ноту До, которая находится чрез две белые клавиши правее ноты Соль, то есть так же чуть левее пары чёрных клавиш, но уже в другой октаве. Поочерёдно нажмите ноты До, Ми, Соль и верхнюю До в такой последовательности: «1358531», то есть «До Ми Соль До Соль Ми До». Внимательно прислушайтесь к характеру звучания сочетания первой, третьей, пятой и восьмой ступеней натуральной мажорной гаммы, которые образуют развёрнутое мажорное трезвучие.

2. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту До и пойте её, используя английское слово «One» [wʌn], [уАн].

3. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Ми и пойте её, используя английское слово «Three» [θriː], [фри].

4. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Соль и пойте её, используя английское слово «Five» [faɪv], [файв].

5. Первая и восьмая ступени всегда совпадают. Для пения восьмой ступени мы используем такое же слово как и для первой. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано верхнюю ноту До и пойте её, используя английское слово «One» [wʌn], [уАн].

6. Исполните на клавиатуре фортепиано последовательность нот До Ми Соль До (верхняя) Соль Ми До и одновременно пойте «One Three Five One Five Three One». Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости попадания в ноты и осознанности.  

 

III. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Antosha Haimovich - Chromatic Scale (Exercise for Saxophone).pdf

1. Отдельно правая рука (от G1 вниз до D1 и обратно) легато, свинг, 2 раза
2. Отдельно левая рука (от C#2 вниз до G1 и обратно
) легато, свинг, 2 раза
3. Верхний регистр (боковыми клапанами) (С#3 вверх до F#3
и обратно) легато, свинг, 2 раза
4. Нижний регистр (D1 вниз до Bb0
и обратно) легато, свинг, 2 раза
5. Соединить (от Bb0 до F#3 и обратно)
легато, свинг, 2 раза

 

IV. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ

Пользуясь для проверки таблицей Antosha Haimovich - The Circle of Fourths.pdf выучить наизусть натуральные мажорные гаммы в двенадцати тональностях по квартовому кругу. Играть до девятой ступени — восьмыми длительностями со свингом и свинговой артикуляцией (слабые доли легато с последующими сильными долями), 2 раза каждую гамму. Ежедневно играть по 6 тональностей. Один день бемольные, один день диезные.

 

V. ЭТЮДЫ

Прочитать с листа подряд все этюды в тональностях Соль мажор (1#) и Фа мажор (1b), транспонируя модально, то есть все ноты остаются на прежних линиях нотного стана, но играем с соответствующими тональности знаками. Другими словами, исполняя первый этюд в Соль мажоре, то есть с одним диезом при ключе (Фа диез), так же начинается с ноты Си малой октавы, но на всём протяжении, во всех октавах играем ноту Фа с диезом. Таким образом играем все 12 этюдов. Затем вновь всё с начала, но уже с одним бемолем. На последующих уровнях действуем по такому же принципу. Antosha Haimovich - 12 Basic Melodic Etudes.pdf

 

VI. АРТИКУЛЯЦИЯ

Распечатать на бумаге этюд «BLUES 1» из сборника Bob Mintzer - 15 Easy Jazz Blues Funk Etudes for Bb & Eb Instruments и расставить в нём карандашом знаки артикуляции согласно полученным знаниям на «уровне 4». Затем играть этюд «BLUES 1» по нотам без указания артикуляции, вспоминая штрихи по памяти.

Исполнять этюд «BLUES 1» в очень медленном темпе с утрированным вибрато в триольной пульсации. Исполнять с широким вибрато четвертные и более продолжительные ноты. Акцент дыханием на первую долю триоли. Первая фраза будет иметь такую артикуляцию (заглавные буквы — акценты): «Да-уа-уа, Да-уа-уа, Да-уа-уа, ДА-да-А-Дот». Вторая фраза: «да-А-ден, Да-уа-уа, Да-уа-уа, Да-уа-уа, ду-Да-Уа-уа-уа-Уа-уа-уа, (снять на третью долю и взять дыхание)».  Третья фраза: «Ду-да-ден, Да-уа-уа, Да-уа-уа, Да-уа-уа, ДА-да-А-Дот».  Первая фраза первой цифры из затакта: «Дот, Да-уа-уа-Уа-уа-уа-Уа-уа-уа, Ду-Дит». И так далее по тому же принципу. В более быстром темпе вибрато сохранится не на всех звуках, какие-то прокачаем полноценно, какие-то слегка толкнём, в каких-то лишь намёк на вибрато. Таким образом получается живая ритмически свинговая линия, триольная пульсация в которой заложена в каждой доле.

Далее разбирать и исполнять все следующие этюды подряд, решая вопрос использования стандартной джазовой артикуляции на ходу. В этюдах «FUNKY», «BALLAD», «BOSSA» и «FUNKY 2» все звуки играть с мягкой атакой при помощи языка (звукоподражательные слоги: «Doo», «Du», «Dot», «Dit»). Постепенно довести до уровня концертного исполнения.  Вариант для альт-саксофона помечен (Eb), для тенор-саксофона (Bb).

 

VII. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Разобрать и выучить наизусть Yesterday (John Lennon and Paul McCartney), затем Strangers In The Night (Bert Kaempfert, Charles Singleton, Eddie Snyder), повторять Besame Mucho (Consuelo Velazquez) из сборника Antosha Haimovich - Pop Rock Jazz Blues - Vol.1 Играть с записью аккомпанемента и саксофона.

 

VIII. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

Не менее тридцати раз прослушайте альбом 05. Earl Bostic - 1956 - Blows A Fuse

ОГЛАВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ 6