English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•Контакты

 
         
     
     
 

 
     
 

• Уровень 6 — Блюзовая импровизация

Основная задача уровня 6 — освоить спонтанную интеллектуальную блюзовую импровизацию.

 

I. ЗВУК

Базовые упражнения по работе над звукоизвлечением Antosha Haimovich - Developing Your Saxophone Tone.pdf):

1. Самолётик и коровушка (The Airplane, The Cow) — 2 раза каждое
2. Ступеньки и челноки (The Steps Down, The Shuttle Down, The Steps Up, The Shuttle Up) — легато, 1 раз каждое упражнение
3. Водопады (The Waterfalls)  — легато, 1 раз
4. Динамическое дыхание часть 1 и 2 (Leveling of Breath)  — легато, 1 раз
5. Выдержанные звуки (The Flat Notes)  — 1 раз
6. Филированные звуки (The Volume Up & Down)  — 1 раз
7. Вибрато (The Vibrato)  — 1 раз
8. Филированные звуки с вибрато (The Volume Up & Down with Vibrato)  — 1 раз
9. Сфорцандо, субито пиано, крещендо, диминуэндо (Sforzando, subito piano, crescendo, diminuendo)  — 1 раз
10. Контрастные акценты (The Contrasting Accents)  — 1 раз
11. Субтон (The Subtone)  — 1 раз

Прочитать об особенностях выполнения упражнений на динамику — Глава 19 • Комплекс ежедневных упражнений на звук в книге «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

 

II. СОЛЬФЕДЖИО

На данном этапе необходимо научиться точно попадать голосом во все ступени натуральной мажорной гаммы. Для этого нужно сделать такие упражнения:

  1. Начиная от базовой ноты До (До первой октавы для высоких голосов, которая находится приблизительно в центре клавиатуры. До малой октавы для низких голосов, которая находится несколько левее центра клавиатуры) и заканчивая верхней нотой До, которая находится на октаву выше, нажмите на клавиатуре фортепиано последовательно все белые клавиши подряд слева направо, затем в обратной последовательности: «123456787654321», то есть «До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До». Внимательно прислушайтесь к характеру звучания натуральной мажорной гаммы.

2. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту До и пойте её, используя английское слово «One» [wʌn], [уАн].

3. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Ре и пойте её, используя английское слово «Two» [tuː], [ту].

4. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Ми и пойте её, используя английское слово «Three» [θriː], [фри].

5. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Фа и пойте её, используя английское слово «Four» [fɔːr], [фор].

6. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Соль и пойте её, используя английское слово «Five» [faɪv], [файв].

7. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Ля и пойте её, используя английское слово «Six» [sɪks], [сикс].

8. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано ноту Си и пойте её, используя английское слово «Seven» [ˈsevn], [сэвн].

9. Первая и восьмая ступени всегда совпадают. Для пения восьмой ступени мы используем такое же слово как и для первой. Одновременно нажимайте и удерживайте на клавиатуре фортепиано верхнюю ноту До и пойте её, используя английское слово «One» [wʌn], [уАн].

6. Играйте на клавиатуре фортепиано последовательность нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До (верхняя) и обратно вниз, при этом одновременно пойте «One Tow Three Four Five Six Seven One Seven Six Five Four Three Two One». Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости попадания в ноты и осознанности.  

 

III. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Antosha Haimovich - Chromatic Scale (Exercise for Saxophone).pdf

1. Отдельно правая рука (от G1 вниз до D1 и обратно) — легато, свинг, 2 раза
2. Отдельно левая рука (от C#2 вниз до G1 и обратно)
— легато, свинг, 2 раза
3. Верхний регистр (боковыми клапанами) (С#3 вверх до F#3 и обратно)
— легато, свинг, 2 раза
4. Нижний регистр (D1 вниз до Bb0 и обратно)
— легато, свинг, 2 раза
5. Соединить (от Bb0 до F#3 и обратно)
— легато, свинг, 2 раза

 

IV. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ

Пользуясь для проверки таблицей Antosha Haimovich - The Circle of Fourths.pdf выучить наизусть одноимённые натуральные мажорные и минорные гаммы в двенадцати тональностях по квартовому кругу.

До мажор, До минор; Фа мажор, Фа минор; Си-бемоль мажор, Си-бемоль минор и так далее. Обратите внимание, что в бемольных тональностях в миноре на три бемоля больше чем в мажоре, а в диезных тональностях в миноре на три диеза меньше чем в мажоре, причём если не хватает диезов, добавляется соответствующее количество бемолей. Остаётся только запомнить две пары: Ля-бемоль мажор 4b — Соль-диез минор 5#, Ре-бемоль мажор 5b — До-диез минор 4#.

Играть до девятой ступени — восьмыми длительностями со свингом и свинговой артикуляцией (слабые доли легато с последующими сильными долями), 1 раз каждую гамму. Ежедневно играть все тональности.

 

V. ЭТЮДЫ

Прочитать с листа подряд все этюды в тональностях Ре мажор (2#) и Си-бемоль мажор (2b), транспонируя модально. Antosha Haimovich - 12 Basic Melodic Etudes.pdf

 

VI. БЛЮЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Научиться спонтанной интеллектуальной блюзовой импровизации по аудио-школе Antosha Haimovich - Basics of the Blues - Vol.1 Или он-лайн вариант antoshahaimovich.com/blues.

Весь материал очень прост и логичен, поэтому трудностей не возникает даже у тех, кто никогда не играл по слуху. Упражнения взаимосвязаны между собой, поэтому осваивать материал стоит постепенно, не пропуская ни одного задания, даже если вам кажется что они слишком лёгкие и вы всё поняли. Каждое упражнение сопровождается краткой аннотацией, которая помогает повторить двухтактовую фразу. Не бойтесь ошибаться, так как ошибки провоцируют более глубокое запоминание информации. Не стоит доводить исполнение каждого упражнения до совершенства, вполне достаточно понимания логики мелодического построения и в какой-то степени освоения аппликатурных комбинаций. В результате всего курса вы научитесь самостоятельно строить осмысленные музыкальные фразы, предложения, и сможете с их помощью рассказывать какие угодно истории на языке музыки, воспользовавшись блюзовой концепцией импровизации.

При выполнении подготовительных упражнений обращайте внимание на артикуляцию и фразировку.

 

VII. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Прочитать — Глава 47 • Форма музыкальных произведений в книге «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

Сборник Antosha Haimovich - Pop Rock Jazz Blues - Vol.1 Повторять наизусть с записью аккомпанемента и саксофона (разобраться с обозначениями формы произведений):

Besame Mucho (Consuelo Velazquez) — 2,5 ABA - ABA - coda;
Yesterday (John Lennon and Paul McCartney) — 2 AA - BA - BA - coda;
Strangers In The Night (Bert Kaempfert, Charles Singleton, Eddie Snyder) — 4 A1 A2 B A3 - B A3mod2
.

Выучить наизусть:
The Shadow of Your Smile (Johnny Mandel & Paul Francis Webster)
— 3 AB;
Speak Softly Love (Larry Kusic & Nino Rota) — 4,5 A1.1 B A2.2 - A2.1mod1 B A2.2mod1;
Love Story (Carl Sigman and Francis Lai) — 6 A1 A2 B A3 - A3mod1
.

 

VIII. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

Этот уровень имеет большую продолжительность, поэтому одного альбома не хватит. Не перескакивайте с альбома на альбом, последовательно прослушайте не менее тридцати раз каждый:
06. Charlie Parker - 1950 - Charlie Parker with Strings - The Master Takes
07. Cannonball Adderley - 1961 - Know What I Mean
08. John Coltrane - 1962 - Coltrane Plays The Blues

ОГЛАВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ 7