English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•Контакты

 
         
     
     
 

 
     
 

• Уровень 7 — Джазовая импровизация

Основная задача уровня 7 — получить начальные навыки горизонтальной джазовой импровизации.

 

I. ЗВУК

Antosha Haimovich - Developing Your Saxophone Tone.pdf

1. Самолётик и коровушка (The Airplane, The Cow)
2. Ступеньки и челноки (The Steps Down, The Shuttle Down, The Steps Up, The Shuttle Up)
3. Водопады (The Waterfalls)
4. Динамическое дыхание (Leveling of Breath)
5. Выдержанные звуки (The Flat Notes)
6. Филированные звуки (The Volume Up & Down)
7. Вибрато (The Vibrato)
8. Филированные звуки с вибрато (The Volume Up & Down with Vibrato)
9. Сфорцандо, субито пиано, крещендо, диминуэндо (Sforzando, subito piano, crescendo, diminuendo)
10. Контрастные акценты (The Contrasting Accents)
11. Гроул (The Growl)
12. Обертоны от нижней ноты Си-бемоль (The Obertones of Low Bb)
13. Фронтальная аппликатура (The Frontal Keys)

14. Субтон (The Subtone)

Освоить гроул, обертоны, фронтальную аппликатуру — Глава 22 • Гроул, Глава 24 • Обертоны и многозвучия, Глава 29 • Аппликатура в книге «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

 

II. СОЛЬФЕДЖИО

На данном этапе необходимо научиться точно попадать голосом во все ступени натуральной мажорной гаммы не одновременно с игрой на фортепиано, а по очереди, то есть используя фортепиано только для примера. Для этого нужно сделать такие упражнения:

  1. Начиная от базовой ноты До (До первой октавы для высоких голосов, которая находится приблизительно в центре клавиатуры. До малой октавы для низких голосов, которая находится несколько левее центра клавиатуры) и заканчивая верхней нотой До, которая находится на октаву выше, нажмите на клавиатуре фортепиано последовательно все белые клавиши подряд слева направо, затем в обратной последовательности: «123456787654321», то есть «До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До». Внимательно прислушайтесь к характеру звучания натуральной мажорной гаммы.

2. Ещё раз сыграйте на фортепиано гамму До мажор в восходящем и затем нисходящем виде. Не играйте на фортепиано и спойте соответствующие словам «One Tow Three Four Five Six Seven One Seven Six Five Four Three Two One» ступени натуральной мажорной гаммы. Выполните это упражнение несколько раз. Добейтесь чёткости попадания в ноты и осознанности.  

 

III. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Antosha Haimovich - Chromatic Scale (Exercise for Saxophone).pdf

1. Отдельно правая рука (от G1 вниз до D1 и обратно) — легато, свинг, ровные шестнадцатые (квинтоль) — упражнение «A daily!»
2. Отдельно левая рука (от C#2 вниз до G1 и обратно
) — легато, свинг, ровные шестнадцатые (секстоль) — упражнение «B daily!»
3. Верхний регистр (боковыми клапанами) (С#3 вверх до F#3
и обратно) — легато, свинг, ровные шестнадцатые (квинтоль) — упражнение «D daily! 1»
4. Нижний регистр (D1 вниз до Bb0
и обратно) — легато, свинг, ровные шестнадцатые (квартоль) — упражнение «D daily! 2»
5. Соединить (от Bb0 до F#3 и обратно)
— легато, свинг, триоли, ровные шестнадцатые (квартоль) (акценты только дыханием) — упражнение «E»
6. В пределах октавы от всех нот вверх и вниз — свинг, стандартная джазовая артикуляция — упражнение «F»
7. Арпеджио «спуститься, вернуться» — упражнение «G»

 

VI. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ГАММЫ

Играть наизусть одноимённые натуральные мажорные и минорные гаммы в двенадцати тональностях по квартовому кругу до девятой ступени — восьмыми длительностями со свингом и свинговой артикуляцией (слабые доли легато с последующими сильными долями) под аккомпанемент Antosha Haimovich - CFBbEbAbDbF#BEADG-Maj9-m9.mp3. Ежедневно играть все тональности.

 

V. ЭТЮДЫ

Прочитать с листа подряд все этюды в тональностях Ля мажор (3#) и Ми-бемоль мажор (3b), транспонируя модально. Antosha Haimovich - 12 Basic Melodic Etudes.pdf

 

VI. ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Прочитать — Глава 36 • Импровизация в книге «Антоша Хаймович – Саксофон: джаз, блюз, поп, рок» (Издательство «Планета музыки», 2017).

Импровизировать во всех двенадцати мажорных тональностях, используя только соответствующую каждой актуальной тональности натуральную мажорную гамму. То есть для аккордовой последовательности «2-5-1» (IIm7-V7-Imaj) состоящей в тональности До мажор из аккордов Dm7-G7-Cmaj, используем только ступени натурального До мажора: C, D, E, F, G, A, B.

Играем с фонограммой аккомпанемента Jacob Quistgaard - 2-5-1 Jazz Practice Backing Track - 12 Keys in 30 minutes!.mp4, в видео-сопровождении которой аккорды указаны в концертной тональности, где первой тональностью является До мажор, затем тональности сменяются по хроматизму вверх. То есть тональности следуют в таком порядке: C, Db, D, Eb, E, F, Gb, G, Ab, A, Bb, B. Таким образом альт-саксофон начинает с тональности Ля мажор и далее вверх по хроматизму, а тенор-саксофон начинает с Ре мажора и так же тональности последовательно сменяются вверх по хроматизму.

Горизонтальная импровизация — это импровизация во время исполнения которой солист ставит в качестве первостепенной задачи создание разумной и красивой мелодической линии, которая состоит из осмысленных музыкальных фраз, объединённых логикой в предложения. При этом импровизатор ориентируется в гармонии аккомпанемента исключительно по слуху, используя всего одно правило — если не нравится как сочетается с аккомпанементом целевая нота в которую вы пришли, уйдите в соседнюю по гамме ступень.

Стремитесь чтобы импровизация была максимально схожа с разговорной речью, ведите повествование, размышляйте, рассказывайте истории. Именно за ходом мысли импровизатора интересно наблюдать публике.

В идеале эти упражнения лучше играть дуэтом, импровизируя по очереди по 4 такта. Это позволяет обмениваться музыкальными идеями, а также облегчает задачу создания музыкальных фраз определённой продолжительности, то есть в этом случае четырёх тактов звучания  «2-5-1» в данной аранжировке.

Импровизируем во всех двенадцати мажорных тональностях, причём перед вами в каждом занятии поочерёдно ставятся следующие задачи:

 
  1. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы. Играйте всё что угодно. Если нет идеи с чего начать, сыграйте просто гамму. Попробуйте создать фразу только из двух нот, потом из трёх. Есть только натуральная мажорная гамма и больше никаких гарниц. Экспериментируйте.

2. Каждая музыкальная фраза начинается и заканчивается с одной и той же ступени. Причём таким образом необходимо проработать все ступени натуральной мажорной гаммы. То есть первую фразу начинаете и заканчиваете первой ступенью гаммы, во второй фразе первой и последней нотой должна быть вторая ступень, в третьей — третья, в четвёртой — четвёртая, в пятой — пятая, и так далее, пока не сменится тональность. Таким образом прорабатываем все ступени во всех двенадцати тональностях. При этом обращайте внимание на то, какой получается характер звучания в зависимости от используемой ступени.

3. Каждая музыкальная фраза начинается с четвёртой ступени мажорной гаммы, а заканчивается любой другой ступенью, кроме четвёртой. В этом упражнении постарайтесь играть как можно более подвижно, то есть длинных нот поменьше, а постоянного движения восьмыми длительностями нот как можно больше. Эпизодически используйте восьмые триоли.

4. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом в построении мелодической линии максимально использовать движение по терциям, то есть через одну ступень. По три ноты через одну, то есть трезвучиями, и по четыре, то есть септаккордами.

5. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом в построении мелодической линии чередовать в различных пропорциях движение по соседним ступеням и по терциям. Иногда использовать скачки на широкие интервалы (кварта и более). Рекомендую широкое движение по трезвучиям, септаккордам и большие скачки компенсировать в обратную сторону по соседним ступеням лада. То есть, например, после септаккорда вверх двигаться на соседнюю ступень вниз. Помните и максимально используйте все шесть основных видов опеваний. Не забывайте про важнейшую роль пауз.

6. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом добавить в качестве проходящей пятую пониженную ступень. То есть, например, в тональности До мажор, кроме всех ступеней натурального мажора добавляем ноту Фа-диез, и получаем следующий звукоряд: C, D, E, F, F#, G, A, B.

7. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом добавить в качестве проходящей седьмую пониженную ступень. То есть, например, в тональности До мажор, кроме всех ступеней натурального мажора добавляем ноту Си-бемоль, и получаем следующий звукоряд: C, D, E, F, G, A, Bb, B.

8. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом добавить в качестве проходящей третью пониженную ступень. То есть, например, в тональности До мажор, кроме всех ступеней натурального мажора добавляем ноту Ми-бемоль, и получаем следующий звукоряд: C, D, Eb, E, F, G, A, B.

9. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом добавить в качестве проходящей шестую пониженную ступень. То есть, например, в тональности До мажор, кроме всех ступеней натурального мажора добавляем ноту Ля-бемоль, и получаем следующий звукоряд: C, D, E, F, G, Ab, A, B.

10. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом добавить в качестве проходящей вторую пониженную ступень. То есть, например, в тональности До мажор, кроме всех ступеней натурального мажора добавляем ноту Ре-бемоль, и получаем следующий звукоряд: C, Db, D, E, F, G, A, B.

11. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом использовать в качестве проходящих любые пониженные ступени.

12. Можно начинать и заканчивать музыкальные фразы с любых ступеней натуральной мажорной гаммы, при этом использовать в качестве проходящих любые пониженные ступени. Добавьте фразы основанные на мажорном и минорном блюзовых ладах.

Разобрать все темы подряд темы из сборников и импровизировать горизонтально, используя постепенно все те же принципы как и при проработке последовательности «2-5-1»:
Hal Leonard - Jazz Play Along Vol.4 - Jazz Ballads
Hal Leonard - Jazz Play Along Vol.106 - Slo' Jazz

Во время игры соло в этих сборниках не смотрите на цифровку, на данном этапе это будет вам только мешать создавать музыкальные фразы. Играйте с закрытыми глазами, что позволит максимально сконцентрировать внимание на том что вы слышите. Если играете под фонограмму без солиста, не стремитесь после импровизации вовремя вернуться на тему, можете импровизировать до самого конца аранжировки, в этих упражнениях это допустимо. Также, для тренировки, можете вообще не играть тему даже в начале, а импровизировать с самого начала и до конца.

Помните, что основная задача — создание наполненной смыслом мелодической линии, логичных музыкальных фраз. Постепенно, с опытом, вырабатывается своеобразное предвидение того каким по звучанию будет следующий аккорд аккомпанемента, и как с ним будет сочетаться ступень лада, в которую вы стремитесь.

Не бойтесь «нот которые нужно избегать», именно они создают энергию в музыкальной линии. Смело используйте в любых ролях все ступени натуральной мажорной гаммы. Используйте хроматизм и блюзовые лады. Экспериментируйте с ритмами, творчески подходите к созданию мелодической линии.

 

VII. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Повторять наизусть с записью аккомпанемента Antosha Haimovich - Pop Rock Jazz Blues - Vol.1:
Besame Mucho (Consuelo Velazquez) — 2,5 ABA - ABA - coda;
Yesterday (John Lennon and Paul McCartney) — 2 AA - BA - BA - coda;
Strangers In The Night (Bert Kaempfert, Charles Singleton, Eddie Snyder) — 4 A1 A2 B A3 - B A3mod2;
The Shadow of Your Smile (Johnny Mandel & Paul Francis Webster)
— 3 AB;
Speak Softly Love (Larry Kusic & Nino Rota)
— 4,5 A1.1 B A2.2 - A2.1mod1 B A2.2mod1;
Love Story (Carl Sigman and Francis Lai) — 6 A1 A2 B A3 - A3mod1.

Выучить по своему выбору наизусть произведения из сборника Antosha Haimovich - Pop Rock Jazz Blues - Vol.2

 

VIII. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

Этот уровень имеет большую продолжительность, поэтому одного альбома не хватит. Не перескакивайте с альбома на альбом, последовательно прослушайте не менее тридцати раз каждый:
09. Dexter Gordon - 1965 - Ballads Dexter Gordon
10. Sonny Rollins - 1984 - Sunny Days, Starry Nights
11. Stan Getz With Michel Legrand & His Orchestra - 1972 - Communications 72
12. Paul Desmond - 1973 - Take Five
13. King Curtis & The Noble Knights - 1962 - Soul Twist
14. Ike Quebec - 1962 - Bossa Nova Soul Samba

ОГЛАВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ 8