English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 7 • Трости

Существует сочетаемость мундштуков и тростей, то есть на одном и том же мундштуке разные трости будут вести себя по разному. Кроме собственно звука есть ещё очень важный параметр — управляемость. Для мундштуков Meyer и Otto Link рекомендую приобретать трости фирмы Rico (США) www.ricoreeds.com. Для мундштуков Meyer, Vandoren и Selmer Paris можно использовать трости фирмы Vandoren (Франция) www.vandoren.com. Для мундштуков Rico однозначно следует приобретать трости фирмы Rico, для мундштуков Yanagisawa, а так же для комплектных китайских и тайваньских мундштуков рекомендую приобретать трости фирмы Vandoren, для мундштуков YAMAHA, Keilwerth, Trevor J. James, Vito (Япония) рекомендую приобретать трости фирмы Rico. Всё это правила из которых разумеется есть исключения, но экспериментировать с подбором тростей стоит только при наличии достаточно серьёзного многолетнего опыта игры на саксофоне.

 

Трости Vandoren для начинающих в порядке предпочтения:

Vandoren Java 2;
Vandoren ZZ 2;
Vandoren V16 2;
Vandoren Java Filed — Red Cut 1 1/2;
Vandoren Traditional 1 1/2.

Трости Rico для начинающих в порядке предпочтения:

Rico 2;
Rico Royal 2;
Rico Frederick L. Hemke 2;
Rico Select Jazz 2S;
Rico La Voz MS (Medium-Soft). 

 

Один из чрезвычайно вредоносных мифов, связанных с саксофоном, гласит: белее жёсткие трости дают лучший звук. Это заявление очень даже неоднозначно. Очевидно из-за того, что более жёсткими тростями легче управлять, некоторые начинающие саксофонисты попадают на заведомо тупиковый путь, который не позволяет им совершенствовать своё искусство управления тростью, попутно формируя привычку излишне давить на трость губами и даже челюстью. Что в свою очередь приводит к зажатому, несвободному звуку, так как саксофонист просто не позволяет трости полноценно вибрировать и создавать тембр с широким спектром звуковых частот.

Мало того, игра на слишком жёстких тростях способствует различным тяжёлым заболеванием, и, как следствие, — раннему окончанию исполнительской деятельности саксофониста. Рекомендую в первые два-три года обучения, независимо от открытости мундштука, не использовать трости с жёсткостью выше, чем Rico 2 и Vandoren Java 2 — за этот период сформируется навык управления тростью дыханием без излишнего давления на трость губами, и в дальнейшем, по желанию, можно перейти на более жёсткие трости, если ваше представление о звуке саксофона будет того требовать.

Выбор модели и жёсткости трости так же зависит не только от открытости мундштука и физических данных саксофониста, но и от характера исполняемой музыки и состава музыкального коллектива. Для негромкой, спокойной, лиричной музыки в небольших группах, а так же с акустическими музыкальными инструментами гораздо удачнее подходят более мягкие и пластичные трости типа Vandoren Java 2 или Rico Select Jazz 2s. Если же вы исполняете что-то более громкое и агрессивное в большом оркестре или в музыкальном коллективе, в состав которого входят различные электромузыкальные инструменты, стоит использовать более жёсткие трости типа Vandoren Java 2 1/2 или Rico Select Jazz 2m. В выборе жёсткости тростей не стоит допускать излишнего фанатизма, так как здоровье гораздо важнее суперплотного и мегагромкого звука.

Сейчас появилось большое разнообразие тростей изготовленных из синтетических материалов. Это может быть как однородный пластик различных сортов, так и материалы, состоящие из искусственных волокон. За пластиковые трости некоторые ошибочно принимают модель Rico Plasticover (D'Addario USA), которая на самом деле изготовлена из обычного тростника, но имеет тонкое пластиковое покрытие чёрного цвета. Эти трости предназначены для исполнителей которые в течение одного концерта играют на нескольких инструментах. Тонкая пластиковая плёнка предохраняет трость от высыхания в перерывах между игрой. Влага всё равно проникает сквозь покрытие, но гораздо медленнее, поэтому трости Plasticover долго сохнут, но и требуют не менее двадцати минут размачивания до нормального рабочего состояния. Если трость Plasticover не размочить перед игрой, велика вероятность того, что когда кончик трости наберёт небольшое количество влаги, он деформируется, на нём появятся рёбра жёсткости и даже при применении больших усилий из саксофона не удастся извлечь ни одного звука до тех пор, пока тростник не наберёт достаточного количества влаги и кончик трости не станет ровным. Разумеется, трости, изготовленные полностью из синтетических материалов не требуют размачивания и всегда готовы к игре — это одно из их бесспорных преимуществ, которое привлекает некоторых мультиинструменталистов. Второе достаточно привлекательное свойство — долговечность и стабильность игровых свойств. Однако стоит отметить, что в звучании любых синтетических тростей в той или иной степени присутствует характерный «пластиковый» призвук, и это устраивает далеко не всех музыкантов. Практически все знаменитые саксофонисты всего мира играют только на «живых» тростях, то есть изготовленных из тростника по традиционным технологиям, что само по себе является серьёзным поводом к размышлению насчёт целесообразности использования синтетических тростей для саксофона. В свою очередь поддерживаю мнение многих авторитетных преподавателей, что в первые несколько лет обучения игре на саксофоне использовать синтетические трости категорически нельзя, так как это крайне негативно сказывается на здоровье губ, и соответственно портит звукоизвлечение, что приводит к плохому качеству тембра и интонации.

Для того чтобы понять чем отличаются классические трости от джазовых, стоит задуматься об отличиях классической и джазовой музыки. Так вот, самое главное отличие состоит в том, что в эстрадно-джазовой музыке в гораздо большей степени используется подвижность высоты тона каждой отдельной ноты — это касается характера вибрато и различных видов глиссандо. Поэтому, для того чтобы получить большую подвижность звука и тембра, для эстрады и джаза создали трость с большей гибкостью, которая зависит от формы среза или заточки. Всё очень просто — по центру трости проходит в своём роде «пружина», «сердцевина» трости. Если пружина будет мощная и длинная, то трость будет с наиболее устойчивой интонацией, если же пружина менее длинная и не такая жёсткая, то и тон будет более подвижен. Всё это прекрасно видно невооружённым взглядом, если посмотреть на трость на просвет. Возьмите, например, Vandoren Classic и Vandoren Java, причём для чистоты эксперимента лучше взять трости одного номера, и увидите, что у Vandoren Classic по центру среза проходит мощное утолщение, края же трости при этом гораздо тоньше, а кончик вообще очень тоненький и короткий. То есть, ярко выраженное ребро жёсткости выходит далеко к кончику трости — именно это длинное и мощное ребро жёсткости и делает трости Vandoren Classic устойчивыми на изгиб. Vandoren Java не имеют такой ярко выраженной пружины, то есть у них пружина плоская, очень широкая и довольно тонкая, края трости не намного тоньше середины, середина очень плавно переходит в кончик трости, а кончик трости сам по себе довольно толстый, соответственно такая форма пружины даёт более гибкую, подвижную трость, что в свою очередь позволяет более вольно обращаться со звуковысотностью. Небольшой участок возле самого начала среза трости, очищенный от коры, также делает трость более гибкой, однако из-за того, что на этом участке пружина и так очень мощная, это практически не имеет влияния на подвижность высоты тона, но зато даёт более богатый нижними обертонами тембр звука — такая опция встречается на моделях как для классической музыки, так и для эстрады и джаза. Разумеется, классические и джазовые модели тростей так же отличаются тембром, но в первую очередь важны именно различия в характере управляемости. В заключение стоит отметить, что классические музыканты, как правило, играют только на классических моделях тростей, а эстадно-джазовые могут использовать как джазовые, так и классические трости, что может быть продиктовано вкусовыми пристрастиями и личными особенностями звукоизвлечения музыканта.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9