English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 6 • Мундштук

Для начинающего саксофониста вполне подойдёт и тот, который идёт в комплекте с саксофоном. В первую очередь это касается саксофонов Selmer (Paris), Yanagisawa, YAMAHA, Keilwerth, Trevor J. James — все эти фирмы комплектуют свои саксофоны прекрасными мундштуками для начинающих. Хороший бюджетный мундштук для начинающих YAMAHA 4C, а так же недорогой Bari Esprit. Подойдёт на какое-то время Rico La Voz и даже Rico Royal Graftonite B3, но экономия при этом весьма сомнительная. Цена всех этих бюджетных мундштуков вместе с лигатурой не должна превышать $35. Если же не экономить, то можно приобрести прекрасный мундштук для альт-саксофона Vandoren V16 A5, который является качественной современной версией традиционного джазового мундштука для альт-саксофона — проверенного временем эбонитового Meyer 5M (США), который в магазинах стоит примерно $180, и конечно же заслуживает внимания в первую очередь. Для тенор-саксофона бюджетный мундштук искать не стоит, то есть лучше сразу нацелиться на приобретение металлического Otto Link Super Tone Master 6 (США), цена которого в магазинах примерно $290.

Что касается альтового Meyer 5M и тенорового Otto Link STM 6 — это мундштуки не только для начинающих, то есть их хватит на многие годы, так как они являются эталонными для игры в разнообразных небольших музыкальных коллективах. Помните, что звук саксофона в первую очередь зависит от самого саксофониста, однако на управляемость и комфорт очень большое влияние имеют конструкция и качество мундштука. Экономить на мундштуке не стоит.

Более менее приличный звук, который не будет раздражать невольных слушателей, появится у начинающего саксофониста совсем не сразу. Поэтому мундштуки, имеющие большую открытость, маленькую камеру или высокий мост крайне нежелательны в использовании на первом этапе. Дело в том, что такие мундштуки гораздо более сложны в управлении, поэтому недостатков и погрешностей в звукоизвлечении у малоопытного исполнителя однозначно будет больше, чем могло бы быть с подходящим для начала обучения мундштуком. Мало того, звук мундштуков с большой открытостью, маленькой камерой или высоким мостом очень громкий и пробивной, что так же совсем не обрадует не только соседей, но и вас самих.

Не стоит забывать, что большинство знаменитых исполнителей джазовой музыки играли и играют до сих пор на мундштуках без моста, со средней и даже большой камерой. Имейте в виду, что баланс между открытостью мундштука и величиной камеры — это баланс между яркостью и объёмом в звуке. При этом стоит учитывать, что объёма, так же как и яркости, может быть слишком много. Например, слишком яркий и узкий звук саксофона при сочетании с акустическими инструментами (рояль, контрабас) будет чрезвычайно выделяться в звучании ансамбля, другими словами просто торчать как ржавый гвоздь, и не принесёт удовольствия ни исполнителю, ни коллегам музыкантам, ни слушателям. А слишком объёмный и тёмный, в сочетании с электроинструментами (синтезатор, электрогитара, бас-гитара) будет или теряться в общем звуке, или забивать всех своим бочкообразным звучанием, да и то только при возможности увеличить громкость микрофона, что так же способно помешать адекватному отображению музыкально-художественного образа.

Кроме традиционных мундштуков существуют, так называемые, «мостовые», которые имеют несколько другую внутреннюю архитектуру. Эталонными представителями мостовых мундштуков являются металлический Bobby Dukoff D7 для альт-саксофона, на котором играет David Sanborn, и мундштук для тенор-саксофона Dave Guardala Studio, на котором играл Michael Brecker. Эти мундштуки имеют гораздо более яркий и компрессированный по динамическому диапазону звук, что в некоторой степени идёт в ущерб объёму и теплоте звучания. Поэтому такого рода мундштуки требуются при весьма специфических условиях, то есть при игре в рок-группах, коллективах, исполняющих популярную эстрадную музыку, в составе которых преобладают музыкальные электроинструменты и синтезаторы, так же такие мундштуки используются в стилях: Jazz-Rock, Fusion, Smooth Jazz, Acid Jazz, Punk Jazz и других.

На мой взгляд, саксофонистам, которые играют разноплановую музыку, лучше иметь два мундштука, один для «акустики», и другой для «электричества». То есть стандартный джентльменский набор мундштуков для альт-саксофониста это Meyer и Dukoff, а для тенор-саксофониста Link и Guardala. Сегодня существует достаточно большое количество всяческих производителей мундштуков, которые выпускают различные модели, имеющие те или иные особенности, и подробно их описывать не имеет смысла, так как в данном случае лучше всё пробовать самостоятельно. По моему мнению, при выборе мостового мундштука стоит ориентироваться на общепринятые стандарты, которые были выработаны музыкантами за многие десятки лет.

Не рекомендую использовать мостовые мундштуки для начального обучения не только потому, что они гораздо более трудны в управлении, но и по той причине, что звук бензопилы точно не обрадует ни Вас, ни окружающих. То есть минимум для первых двух лет обучения стоит использовать традиционные мундштуки с большой камерой, небольшим открытием и без моста, иначе придётся долго и упорно бороться с проблемами, которые сами себе создали, причём достижение успеха при этом никак не может быть гарантировано.

Открытие мундштука традиционно измеряется в тысячных долях английского дюйма (1 inch = 25,4 mm). Таблица Otto Link времён 60-ых годов XX века классифицирует наиболее употребительные номера мундштуков для саксофона следующим образом:

 

Eb Альт-саксофон:

4* = 0,060'' — средне-закрытый
5 = 0,065'' — средний
5* = 0,070'' — средне-открытый
6 = 0,075'' — открытый

Bb Тенор-саксофон:

5 = 0,080'' — средний
5* = 0,085'' — средний
6 = 0,090'' — средне-открытый
6* = 0,095'' — средне-открытый
7 = 0,100'' — открытый

 

Сейчас идеалы звучания саксофона в зависимости от музыкального направления, конечно в той или иной степени отличаются от того времени, однако стоит задуматься о том, что на мундштуках по нынешним меркам с небольшой открытостью был сыгран не только джаз периода расцвета, но также поп и рок музыка на продолжении нескольких десятилетий. Старая школа сформировала знакомое всем звучание саксофона, которое и остаётся эталоном и по сей день.

Группа саксофонов в биг-бэнде состоит из двух альтов, двух теноров и одного баритона. Для игры в биг-бэнде традиционно используют мундштуки с большой камерой и без моста, так как это позволяет звучать группе саксофонов слитно, то есть при исполнении вертикали аккорда отдельные звуки не выбиваются из общего звучания группы. При этом требуется возможность играть достаточно громко, для того чтобы находиться в правильном балансе с группой из четырёх или даже пяти труб, группой из четырёх тромбонов и ритм-секцией. По этой причине для игры в биг-бэнде стоит использовать мундштуки с несколько большим открытием. Традиционно для альт саксофонов выбирают эбонитовый мундштук Meyer 7M, для тенор-саксофонов металлический Otto Link STM 7, для баритон-саксофона так же металлический Otto Link STM 7 — такой набор мундштуков позволяет звучать группе саксофонов монолитно и мощно.

Наиболее знаменитые производители мундштуков для саксофонов: Otto Link, Meyer, Bobby Dukoff, Dave Guardala (США), Berg Larsen (Англия), Selmer Paris (Франция), Brilhart (США), Vandoren (Франция), Theo Wanne, Jody Jazz (США), Lebayle (Франция).

Наклейка на мундштук — это самоклеющаяся прокладка, изготовленная из пластичного материала (силикон, резина, винил), которая защищает от повреждения зубы и мундштук, а так же создаёт при игре комфорт и косвенно влияет на звучание. Во-первых, зубы самопроизвольно не скользят по мундштуку. Во-вторых, часть вибрации, переходящая с мундштука на зубы и далее на слуховой нерв через кости черепа, глушится наклейкой (эффективность зависит от материала и толщины), тем самым наклейка помогает слышать саксофонисту более реальный звук и позволяет более адекватно оценивать яркость тембра.

При выборе наклейки в первую очередь стоит обращать внимание на три параметра: способность гасить вибрацию, прочность материала, качество клея. Чёрные виниловые наклейки имеют маленькую толщину (0,3 мм), изготовлены из жёсткого, прочного и чрезвычайно долговечного материала, клей держит такие наклейки очень хорошо. Виниловые наклейки предпочтительны для игры громкой музыки на сценах с плохим мониторингом, так как очень слабо гасят колебания, передаваемые с мундштука на зубы, что в свою очередь позволяет лучше слышать себя исполнителю. Тонкие прозрачные латексные наклейки (0,4 мм) наиболее универсальны и подходят в большинстве игровых ситуаций. Они достаточно хорошо гасят вибрацию, долговечны, правда качество приклеивания у разных производителей отличается. Чёрные резиновые наклейки (0,8 мм) довольно толстые и очень хорошо гасят вибрацию, очень хорошо держатся клеем, однако очень быстро прогрызаются людьми с острыми зубами, что встречается очень часто. Толстые прозрачные латексные наклейки (0,9 мм) экстремально хорошо гасят вибрацию, очень удобны для людей с неровными зубами, хорошо держатся клеем, долговечны. С толстыми латексными наклейками исполнитель слышит наиболее реальное звучание своего инструмента, однако в условиях громкой музыки и недостаточного мониторинга это преимущество полностью теряется, и даже наоборот, исполнитель перестаёт слышать себя вообще, что приводит к плохо контролируемому результату и зачастую к форсированному звучанию. Самые распространённые производители наклеек на мундштук: Vandoren, BG France (Франция).

Лигатура — это специальный механизм, который служит для закрепления трости на мундштуке. Как правило, мундштуки продаются в комплекте с лигатурой, однако существуют лигатуры, которые имеют оригинальную конструкцию, и это в той или иной степени отражается на звуке и на игровых свойствах. Основная задача лигатуры — надёжно крепить трость на площадке мундштука и не допускать нарушения компрессии трости и мундштука, то есть, чтобы весь поток воздуха попадал в мундштук и не выходил в стороны между тростью и рельсами мундштука. Традиционная лигатура, которую называют «двухвинтовая» представляет собой хомут фигурной формы, который стягивается двумя винтами, и именно эта конструкция лигатуры позволяет наиболее точно контролировать прижим трости с помощью затягивания или ослабления одного или другого винта. Большое разнообразие лигатур у таких производители: Selmer Paris, Vandoren, BG France, Francois Louis (Франция), Rovner (США).

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9