English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

ЧАСТЬ III • ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ САКСОФОНИСТА

Глава 11 • Важнейшие навыки

Музыкальная грамотность, культурная развитость, вкус и слуховой опыт являются самыми главными составляющими исполнительского аппарата, так как с их помощью у музыканта формируется представление об идеале его собственного звучания. Стоит слушать как можно больше различной музыки, не замыкаясь исключительно на своём инструменте или только на одном стиле музыки, черпать идеи из любых источников. Слушать, анализировать, лучшее брать на вооружение. Музыка, танец, изобразительное искусство, архитектура, литература, театр, кино и другие виды искусств взаимосвязаны не только между собой, но и с историей. Чем более разносторонне развит и образован исполнитель, тем богаче и интереснее его музыкальная палитра.

Одним из важнейших навыков для саксофониста является умение адаптироваться к различным переменам, причём это должно быть действительно динамическое приспособление к переменам в реальном времени. Когда человек учится играть на саксофоне, он тренирует в первую очередь не дыхание, не губы, не пальцы, а мозг, нервную систему и органы чувств. Акустика помещения или открытой площадки, температура и влажность воздуха, атмосферное давление, характер исполняемой музыки и музыкального произведения в частности, состав музыкального коллектива, общее самочувствие, эмоциональный настрой, голод или сытость, жажда, сухость во рту или повышенное слюноотделение, техническое состояние музыкального инструмента, удобство концертного костюма, освещение, характер публики — эти и многие другие факторы в той или иной степени влияют на действия исполнителя, и требуют от него мгновенно и адекватно приспосабливаться, как к внешним, так и внутренним причинам и обстоятельствам, влияющим на конечный результат игры. Чем больше и разнообразнее опыт выступлений и репетиций, тем быстрее и правильнее реагирует на перемены музыкант. Происходит это следующим образом: внутреннее предслышание даёт исполнителю эталон звучания, с которым, при помощи слухового контроля, постоянно сравнивается реальный звуковой результат, различные составляющие исполнительского аппарата вносят коррективы в свои действия, компенсируя недочёты в разнице между идеалом и действительностью. Таким образом, набор технических навыков всенепременно должен работать в паре с предслышанием, то есть способностью представлять то, как должна прозвучать следующая музыкальная фраза.

Существуют необходимые для игры на саксофоне умения, каждое из которых по отдельности в общем не представляют из себя какой-то особенно большой сложности. Ведь нет ничего заумного в том, чтобы научиться нажимать на двадцать две кнопочки саксофона, которые расположены очень удобно прямо под пальцами, если уж мы справляемся с компьютерной клавиатурой, на которой как минимум сто одна кнопка, причём расположенные как попало. Так же не сложно при выдохе напрячь пресс — этим мы тоже каждый день занимаемся прямо с рождения. Да и собственно обхватить мундштук губами, поставив верхние зубы на площадку не слишком трудно, тем более нет никакой проблемы в том, чтобы потрогать языком кончик трости. Так в чём же дело? Почему все подряд не играют на саксофоне? Сложность в том, что все эти сами по себе несложные действия нужно не просто выполнять одновременно, но ещё и синхронизировать между собой в определённом порядке. Необходимо максимальное количество умений и знаний превратить в навыки, доведённые до автоматизма. Для самого начала стоит с помощью простых упражнений отрабатывать каждый элемент по отдельности. Затем необходимо добиться синхронности и взаимосвязанности работы дыхания, языка и пальцев. Вообще говоря на саксофоне играть легко — нужно просто перебирать клапаны пальцами и дуть.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9