Глава 28 • Порядок нот
Для того чтобы в дальнейшем
избежать путаницы, чрезвычайно важно с
самого начала разобраться с вопросом,
сколько же всего нот вообще существует. Если
подходить к этом у вопросу педантично, то
получится не семь, и не двенадцать, а
тридцать пять нот, и то, если не учитывать
знаки альтерации микрохроматики. Реально же
в практике наиболее часто встречается всего
двадцать одна нота, то есть семь бекаров:
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; семь диезов:
До-диез, Ре-диез, Ми-диез, Фа-диез,
Соль-диез, Ля-диез, Си-диез; семь бемолей:
До-бемоль, Ре-бемоль, Ми-бемоль, Фа-бемоль,
Соль-бемоль, Ля-бемоль, Си-бемоль. Знак
«дубль-диез», повышающий на два полутона,
встречается не часто, а «дубль-бемоль»
вообще крайне редко, что обусловлено
законами естественного строения мелодии.
Энгармоническая замена — если
упрощённо, то это замена «неудобных нот», на
более привычные. Например Ми-диез можно
заменить соответствующей ей нотой Фа, или
Фа-дубль-диез заменить нотой Соль-бекар.
Однако при такой замене в нотной записи в
некоторой степени нарушается наглядность
представления конструкции музыкальной фразы,
поэтому злоупотреблять энгармонической
заменой не стоит, гораздо эргономичнее
просто постепенно выучить эти редко
встречающиеся ноты.
Мелодия, как правило, в
основном состоит из гаммообразных ходов, то
есть мелодическое движение осуществляется по
соседним нотам, поэтому для успешного
освоения чтения нот с листа, и более
продуктивного выучивания музыкальных
произведений наизусть, и, конечно же, для
импровизации просто необходимо выучить
наизусть элементарную последовательность
нот.
Наиболее распространёнными
являются диатонические гаммы и лады, которые
содержат в себе семь ступеней, и
последовательность нот (До, Ре, Ми ,Фа,
Соль, Ля, Си) в них никогда не нарушается.
То есть множество гамм и ладов отличаются
только количеством диезов или бемолей. Для
самого начального этапа изучения нотной
грамоты необходимо твёрдо знать восходящие и
нисходящие последовательности от всех семи
нот:
|
|
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.
До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.
Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре.
Ре, До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре.
Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми.
Ми, Ре, До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми.
Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа.
Фа, Ми, Ре, До, Си, Ля, Соль, Фа.
Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль.
Соль, Фа, Ми, Ре, До, Си, Ля, Соль.
Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля.
Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До, Си, Ля.
Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До, Си.
|
|
|
Когда вы выучите наизусть
последовательный порядок нот, то есть
доведёте до автоматизма произнесение вслух в
любую сторону от любой ноты, только тогда
можно приступить к изучению следующей важной
последовательности. Вторым по
распространённости интервалом в мелодическом
движении является интервал терция. Терция —
это интервал, например, между первой и
третьей ступенью, между второй и четвёртой,
между третьей и пятой, то есть через одну
ступень. Движение мелодии по терциям бывает
восходящим и нисходящим, то есть вниз от
седьмой к пятой, вниз от шестой к четвёртой
и тому подобные. Кроме того аккорды
терцового строения состоят из следующих
последовательностей терций, которые тоже
нужно выучить наизусть:
|
|
До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До.
До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До.
Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре.
Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре.
Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми.
Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми.
Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа.
Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа.
Соль, Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль.
Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си, Соль.
Ля, До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля.
Ля, Фа, Ре, Си, Соль, Ми, До, Ля.
Си, Ре, Фа, Ля, До, Ми, Соль, Си.
Си, Соль, Ми, До, Ля, Фа, Ре, Си.
|
|
|
Знаки альтерации - это знаки
изменяющие высоту ноты без изменения её
названия. Наиболее распространённые знаки:
«диез», «бемоль», «бекар». В каждой
тональности есть определённое количество
знаков альтерации при ключе. Если в
тональности один диез, то это всенепременно
будет именно Фа-диез. Если в тональности два
диеза, то к Фа-диезу присоединится До-диез.
Если же в тональности три диеза, то к двум
предыдущим добавится Соль-диез. И так далее,
то есть при увеличении количества знаков в
тональности диезы или бемоли появляются в
определённой и единственной
последовательности. Диезы появляются по
квинтовому кругу: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми,
Си. Бемоли появляются в обратном порядке, то
есть по квартовому кругу: Си, Ми, Ля, Ре,
Соль, До, Фа. Даже если вы пока что не
понимаете, для чего лично вам нужны эти
последовательности, их всё равно необходимо
выучить наизусть, например, с помощью такого
постмодернистского стишка, который под моим
чутким руководством сочинили Ольга Рощина и
Алексей Тихонов:
|
|
«Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си,
Кошка села на такси,
Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа,
За рулём была дрофа.»
|
|
|
|