English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 27 • Элементарная нотная грамота

Современная музыкальная нотация начала зарождаться в XVII веке и практически полностью сложилась в нынешнем виде только в 70-х годах XX века, однако она не является чем-то застывшим и продолжает развиваться и сейчас. Для того чтобы овладеть чтением нот, нужно для начала разобраться с отдельными параметрами, которые обозначаются различными группами символов, чтобы понять общий принцип, тогда станет очевидно, что ничего сложного в нотах нет, так как особенно важных параметров у нот всего три: звуковысотность, артикуляция и ритм.

В начале каждого произведения на первой строчке стоит ключ — он обозначает, на какой строчке находится ключевая нота. Однако при игре на саксофоне на него можно вообще не обращать внимания, так как в записи нот для саксофона используется только один ключ — скрипичный, и что он обозначает, и почему так выглядит, можете просто не задумываться. Достаточно просто решить, что он для красоты. Возле красивого скрипичного ключа проставлены ключевые знаки альтерации, но об этом расскажу чуть позже. Далее указан размер музыкального произведения, который говорит о том, из скольких долей состоит один такт, и какой величины эти доли. Собственно такты — это отрезки времени, на которые разбито музыкальное произведение, и пока этого определения будет вполне достаточно. Такты отделены друг от друга вертикальной чертой, пересекающей пять линеек нотного стана, которая так и называется — тактовая черта. Практически все произведения, которые стоит изучать на начальном этапе освоения нотной грамоты, имеют размер 4/4 или 3/4, и на первых порах даже между ними для вас не будет особой разницы в их исполнении, поэтому можно особенно сильно не задумываться на эту тему, оставив изучение этого вопроса на будущее.

 

Первый параметр нот, на который действительно стоит обратить внимание — это звуковысотность. Чем ниже на нотном стане написана нота, тем ниже будет соответствующий ей звук, и наоборот, чем выше звук, тем выше будет расположена нота на нотоносце. При изучении аппликатуры саксофона поможет понимание простого принципа: чем ниже написана нота, тем больше пальцев закрывают клапана, чем выше нота, тем меньше пальцев. Этот принцип справедлив для двух регистров саксофона — один с октавным клапаном, другой без него. Отдельные ноты всего диапазона саксофона пишутся на пяти основных линейках нотного стана и между ними, а так же двух добавочных линейках снизу и под первой из них, и на четырёх добавочных линейках сверху, и над ними. Итого всего двадцать одна нота — то есть даже меньше чем в латинском алфавите. К этому ещё необходимо добавить три основных знака альтерации: диез — повышает звук на полтона, бемоль — понижает звук на полтона, бекар отменяет действие диезов и бемолей. Знаки альтерации делятся на две категории: знаки альтерации при ключе, которые ставятся в начале каждой строки нотоносца и действуют на все соответствующие им ноты во всех октавах на протяжении всего произведения, и встречные знаки альтерации, которые ставятся возле отдельной ноты и действуют только на следующие за ними ноты одной высоты на протяжении такта, то есть от ноты, перед которой стоит знак и до тактовой черты и только в той октаве, где стоит знак.

 

Следующая важнейшая группа обозначений — знаки артикуляции, то есть знаки, обозначающие способ исполнения ноты. Знаки артикуляции ставятся над или под нотами им соответствующими, в зависимости от расположения нот на нотоносце. Для начала вполне достаточно знать пять основных знаков, использующихся в эстрадно-джазовой музыке: тире, точка, вертикальная галочка, горизонтальная галочка, лига. Эти знаки имеют интуитивно понятное графическое отображение звучания. Тире означает, что длительность ноты выдерживается полностью. Точка и вертикальная галочка означает, что нота исполняется коротко и её окончание чёткое при помощи языка. Горизонтальная галочка означает акцент, то есть начало ноты исполняется громче и более жёсткой атакой. Лига — это изогнутая линия, соединяющая две и более ноты, которая обозначает, что эти ноты исполняются слитно, то есть переход с ноты на ноту осуществляется без помощи атаки языком. Если же лигой соединяются ноты одной звуковысотности, то речь идёт о ритме, то есть такие ноты являются одним звуком, составленным из суммы нескольких длительностей написанных нот.

Некоторые знаки артикуляции могут сочетаться между собой. Например, если две ноты объединены лигой, а над последней нотой стоит точка или вертикальная галочка, то это означает, что переход между нотами происходит без участия языка, а последняя нота укорачивается и оканчивается при помощи языка. Для лучшего восприятия и воспроизведения артикуляции необходимо научиться представлять её мысленно с помощью звукоподражательных слогов. Например, так: «Да Да-А Дааа»,«Да Да-А Дит», «Да Да-А Дот», «Дааа-А-А-Ат».

 

И последний крайне важный для понимания смысла музыкальной фразы параметр — это длительности нот, которые говорят о том, на какую долю в такте приходится начало ноты, и до какой доли такта эта нота продолжается. Длительности нот как раз и представляют собой обозначения того, сколько долей или их частей в такте занимает нота. На начальном этапе обучения нотной грамоте необходимо научиться различать всего шесть видов длительностей нот и пауз. Самая крупная длительность занимает целый такт из четырёх долей в размере четыре четверти, называется целая нота и обозначается пустым внутри кружочком, а целая пауза обозначается кирпичиком, висящим на четвёртой линейке нотного стана. Если пустой кружочек с палочкой, то это уже половинная нота, и она занимает только половину такта, то есть две доли. Половинная пауза обозначается кирпичиком лежащим на третьей линейке. Точка после ноты или паузы увеличивает её длительность ровно на половину, таким образом, мы получаем ноту и паузу продолжительностью половина с точкой, которая соответствует сумме трёх четвертей. Четверть — это нота, занимающая одну долю, и обозначается чёрным внутри кружочком с палочкой, а четвертная пауза обозначается вертикальной волнистой линией, напоминающей молнию. Самая мелкая длительность, которая постоянно встречается начинающим музыкантам при освоении нотной грамоты — это восьмая нота, которая занимает половину одной доли. Восьмая нота обозначается чёрным кружочком с палочкой и хвостиком, а при отображении группы из восьмых нот, хвостики преобразуются в связку, соединяющую восьмые чаще всего в группы по четыре ноты, причём эта связка обязательно прерывается в середине такта. Восьмая пауза обозначается символом, напоминающим латинскую букву «y». Для графических символов, из которых состоит обозначение нот, есть специальные названия — пустой и чёрный кружочки на самом деле называются «головка ноты», палочка — это «штиль», хвостик — «флажок», который так же называют «штилевой хвостик».

 

На начальном этапе освоения нотной грамоты стоит так же сразу освоить несколько знаков сокращения нотного текста, предназначенных для обозначения повторяющихся фрагментов музыкального произведения: «реприза», «вольта», «сеньо», «фонарь». Они встречаются достаточно часто в нотном тексте и в усном общении музыкантов. Эти знаки имеют большое значение, и в них нет ничего сложного. Реприза — это повторение фрагмента нотного текста, заключённого в скобки, которые обозначаются двойной тактовой чертой, одна из которых жирная, и с внутренней стороны репризы отмечается двоеточием. Если в нотах проставлена только одна возвращающая скобка репризы, то повторяется фрагмент нотного текста с самого начала произведения. В некоторых случаях в сочетании с репризой используются вольты, которые означают, что при повторении у репризы будут разные окончания. Например, после первой вольты, то есть первого окончания репризы, обозначенного квадратной скобкой над нотным текстом с цифрой «1» мы возвращаемся на начало репризы, а затем при повторении для продолжения переходим сразу на вторую вольту, обозначенную квадратной скобкой над нотным текстом с цифрой «2» и двигаемся далее по нотному тексту. Знак «сеньо» представляет собой перечёркнутую вертикальной чертой латинскую букву S с двумя точками по бокам, и означает, что с конца нотного текста отмеченного вторым знаком «сеньо» или указанием D.S. мы возвращаемся на фрагмент находящийся чаще всего в начале произведения и отмеченный первым знаком «сеньо». В сочетании со знаком «сеньо» часто используется «фонарь», который означает, что при повторении со знака «сеньо», нужно перейти с момента, обозначенного первым «фонарём», на окончание произведения отмеченное вторым знаком «фонаря». Второй «фонарь» — обозначает коду, то есть окончание музыкального произведения. Графически «фонарь» выглядит как круг, перечёркнутый вертикальным крестом. Иными словами, в большинстве случаев совместного использования знаков «сеньо» и «фонарь», речь идёт о том, что перед окончанием музыкального произведения повторяется фрагмент из начала или середины, который продолжается от первого «сеньо» до первого «фонаря».

 

Достаточно часто для повторения в конце произведения фрагмента из более ранней части используют обозначения: «D.S. al Сoda» и «D.C. al Сoda». «D.S. al Сoda» расшифровывается как «dal segno al сoda» — это переводится как «от знака до коды», и означает, что следует вернуться на начало фрагмента, отмеченное знаком «сеньо», дойти до окончания фрагмента, которое отмечено знаком «фонарь», а затем перейти на окончание. «D.C. al Сoda» расшифровывается как «da capo al сoda» — это переводится как «от головы до коды», и означает что следует вернуться на самое начало музыкального произведения, дойти до «фонаря», и перейти на окончание, то есть на коду.

Для того чтобы не путаться в знаках повторения нотного текста следует мыслить не «отсюда перескакиваем сюда», а цельными фрагментами нотного текста, то есть большими областями на нотной партитуре. Для этого требуется понимание формы музыкального произведения, то есть последовательности его частей. На самом деле тут всё очень просто. Почти всегда всё сводится к одной формуле: начало, тема, соло, повторение темы, окончание.

С опытом, когда привыкнете к символам звуковысотности, артикуляции и ритма, можно будет постепенно обращать внимание на обозначения ещё нескольких параметров, отображаемых в нотном тексте: динамика (громкость и её изменение), темп (скорость и её изменение), характер произведения, звуковые эффекты и другие обозначения, помогающие ориентироваться в форме музыкального произведения и его эмоциональном содержании.

На начальном этапе самая высокоэффективная технология разбора текста музыкального произведения заключается в том, что сначала отрабатываются отдельные фразы, а затем уже прочитывается всё произведение целиком с начала и до конца. Причём начинать разбор лучше с самых сложных фрагментов, которые очень легко найти в нотном тексте — где самое большое скопление нот и символов, там и наиболее сложное место. Для отработки отдельных фраз существует своя технология. Сначала отрабатывается один параметр нотного текста, затем добавляется следующий, потом ещё один и, таким образом, получается в некотором роде наслоение отработанных навыков, приводящее к исполнению фрагмента с учётом всех параметров нотного текста одновременно. Отрабатывать нужно в удобном темпе, то есть в темпе, при котором получается контролировать ситуацию и допускать как можно меньшее количество ошибок. Во-первых, нужно несколько раз проиграть только последовательность нот, входящих в музыкальную фразу, не обращая внимания на артикуляцию и ритм. После того, как последовательность нот будет осознана и появится некий автоматизм в её проигрывании, можно начать отрабатывать фразу с учётом артикуляции, в чём может помочь пропевание с использованием звукоподражательных слогов, имитирующих работу языка. И только теперь стоит добавить счёт ритма. Не стоит стремиться к повышению темпа, так как скорость и так повысится сама собой при достижении некоторого автоматизма в исполнении.

После того как будут отработаны по отдельности все фразы, можно приступить к соединению всего музыкального произведения в единое целое. Для этого есть своя технология. Сначала несколько раз в медленном темпе без аккомпанемента проигрывается вдумчиво и безошибочно всё произведение целиком. Затем несколько раз проигрывается без остановок в медленном темпе с аккомпанементом. И только после успешного проведения всей этой подготовительной работы, музыкальное произведение исполняется несколько раз без остановок в оригинальном темпе, до тех пор, пока всё не выровняется, и не исчезнут ошибки и недочёты. Если же в оригинальном темпе не получается избавиться от какой-либо ошибки, значит этот фрагмент был отработан недостаточно тщательно, и его необходимо проработать ещё раз отдельно, вдумчиво и в очень медленном темпе.

Такой метод разбора музыкальных произведений необходим только на начальном этапе обучения нотной грамоте. С опытом получится исполнять звуковысотность сразу в сочетании с артикуляцией. А вот когда станет возможным одновременно следить за звуковысотностью, артикуляцией и ритмом, можно смело браться за чтением с листа несложных произведений в удобном медленном темпе.

 

Алгоритм работы над музыкальным произведением:

1. Играете с начала до конца в удобном темпе без остановок и запоминаете проблемные места.

2. Работаете над трудными фрагментами, в которых ошиблись, начиная с самых сложных.

3. Снова играете с начала до конца в удобном темпе без остановок, если безошибочно, то повторяете в более быстром темпе, если вновь с ошибками, то снова в медленном темпе работаете над проблемными фрагментами, которые не удалось исполнить верно и так далее до победы.

 

 

Постепенно навык читки с листа будет закрепляться и прогрессировать, появится возможность читать ноты просто как книги, что позволит не только исполнять доступные по уровню сложности музыкальные произведения без какой-либо подготовки, но и увеличит скорость освоения различных учебных материалов, что в свою очередь приведёт к прогрессу уровня понимания и исполнения музыки.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9