English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 46 • Ступени аккордов

В современной музыке, как правило, используются аккорды терцового строения, то есть аккорды, ступени которых можно выстроить друг за другом в ряд терций, причём, возможно, с пропуском некоторых ступеней. Использование аккордов терцового строения обусловлено физическим явлением, которое мы уже рассматривали в главе про натуральный обертоновый звукоряд. Напомню, что отсчёт всегда и везде мы ведём от натурального мажора, то есть от 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (1), который при перестроении звуков по терциям выглядит так: 1, 9, 3, 11, 5, 13, 7. То есть ступени 2, 4, 6 совпадают соответственно с 9, 11, 13.

 

Если внимательно посмотреть на ступени, входящие в состав натурального обертонового звукоряда построенного от ноты До, сложить все совпадающие в разных октавах ноты и выстроить все звуки по терциям, то мы получим следующий ряд ступеней: 1, 3, 5, b7, 7, 9, #11, b13. Именно этот звукоряд и образует два наиболее естественных аккорда С9(#11,b13) и СMaj9(#11,b13).

 

Любой аккорд можно построить от любой из двенадцати нот, таким образом, получается колоссальный объём материала, который необходимо не просто усвоить, а довести при игре на инструменте практически до автоматизма. Имеется ввиду, что нужно представлять одновременно все ступени аккорда, причём представлять их в виде аппликатурных комбинаций, и уметь играть аккорд, начиная с любой ступени и в восходящем, и в нисходящем виде. На мой взгляд наиболее эргономичный путь — изучать и отрабатывать аккорды сразу во всех двенадцати тональностях, начиная буквально всего с двух звуков, то есть с первой и третьей ступени, затем добавить пятую ступень, затем седьмую и так далее надстраивать по одной ступени, пока не дойдём до тринадцатой. Разумеется, со всеми видами альтерации, то есть с пониженными, повышенными и заменёнными вариантами ступеней. Для удобства расчётов будем изучать тональности по квартовому кругу, начиная с тональности До.

 

Тем кто ещё до сих пор не выучил восходящие кварты от всех двенадцати нот, то есть собственно порядок смены тональностей в квартовом круге, поможет следующее упражнение, в котором каждую репризу следует повторять до тех пор, пока не почувствуете автоматизм в движениях пальцев рук. Соблюдение этого принципа касается и всех последующих упражнений.

 

Далее можно соединить все эти кварты в квартовый круг, который теперь для нас будет являться последовательностью смены тональностей, то есть первых ступеней, то есть смены баса аккорда. Эту последовательность нужно просто выучить наизусть, так как она не только облегчит нам расчёты, но и сама по себе является популярной гармонической последовательностью и просто красивым мелодическим оборотом.

 

Построим от каждой ноты квартового круга мажорную терцию вверх, таким образом, получим третьи мажорные ступени во всех двенадцати тональностях.

 

А вот далее следует в некотором роде проверка, насколько хорошо выучены и третьи ступени, и квартовый круг. Теперь мы начинаем сразу с терции, спускаемся на первую ступень и затем вновь возвращаемся на терцию. Если не получается высчитать, снова вернитесь к предыдущему упражнению и просто твёрдо выучите его наизусть. Кроме запоминания сочетаний нот и аппликатур, обращайте внимание на характер, окраску звучания третьей мажорной ступени.

 

Теперь, следуя этому же принципу, проработаем минорные терции. Минорные терции аккордов можно построить, понизив на полтона уже выученные мажорные терции. Не стоит переходить к следующему упражнению, слабо освоив прошлые. Не торопитесь, создавайте действительно фундаментальные навыки. И затем — снова проверка игрой нисходящих минорных терций по «цифровке», начинающихся с третьей минорной ступени каждого аккорда по квартовому кругу в двенадцати тональностях.

 

Соединим мажорные и минорные терции. Сначала играем мажорную терцию, затем минорную терцию в той же одноимённой тональности, затем переходим к следующей тональности по квартовому кругу и так далее. Сначала в восходящем, затем — всё то же самое, только в нисходящем виде.

 

Необходимо уметь строить четвёртые ступени, то есть кварты, которые в данном случае можно рассматривать как повышенные терции, так как именно сочетание
из последовательности четвёртой и третьей мажорной ступеней соответствует одной из самых распространённых гармонических последовательностей: V7sus — V7.

 

«Трезвучие» — это общее название для группы аккордов, состоящих из трёх звуков и строящихся в основном виде по терциям. Минорные и мажорные трезвучия — это самые распространённые аккорды во всех стилях и направлениях музыки. Кроме мажорного и минорного существуют увеличенное и уменьшенное трезвучия, в которых соответственно повышена или понижена пятая ступень аккорда. Начнём изучение с пар мажорных и минорных трезвучий в одноимённых тональностях. Сначала в восходящем, затем в нисходящем виде. Мажорное трезвучие состоит из следующих ступеней — 1, 3, 5, а минорное — 1, 3b, 5.

 

 

Следующая пара упражнений направлена на изучение увеличенного трезвучия. Оно относится к мажорным трезвучиям, так как в нём присутствует мажорная терция, которая как раз и отвечает за определение «мажор» или «минор», но в отличие от мажорного трезвучия, в увеличенном трезвучии повышена пятая ступень аккорда. То есть между первой и пятой ступенью увеличенного трезвучия получается интервал увеличенная квинта, то есть расстояние между крайними звуками расширено, от чего собственно этот аккорд и получил название «увеличенное трезвучие». Увеличенное трезвучие обозначается знаком «+» или сокращением «Aug» от английского «Augmented» — расширенное. Увеличенное трезвучие состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5#.

 

Уменьшенное трезвучие относится к группе минорных аккордов, так как имеет минорную третью ступень, в добавление к которой присутствует минорная, то есть пониженная пятая ступень, которая находится на расстоянии уменьшенной квинты от первой ступени, вследствие чего аккорд получил название уменьшенное трезвучие. Уменьшенное трезвучие обозначается знаком «º» или сокращением «dim» от английского «Diminished» — уменьшенное. Уменьшенное трезвучие состоит из следующих ступеней: 1, 3b, 5b.

 

«Септаккорд» — это общее название для группы аккордов, состоящих из четырёх звуков в основном виде строящихся по терциям, между крайними звуками которых интервал септима. Существует пять основных видов септаккордов: мажорный (Major), доминантсепт (Dominant Seventh), минорный (Minor Seventh), полууменьшенный (Half-Diminished), уменьшенный (Diminished). А так же септаккорд, в разговорной речи упоминаемый как «сус», от английского Dominant Seventh Suspended Fourth, то есть в этом аккорде третья ступень заменена на четвёртую, которая «подвисла» или «задержалась», то есть осталась из предыдущего аккорда.

Есть и другая система названий, которую используют академические музыканты: большой мажорный септаккорд, малый мажорный септаккорд, малый минорный септаккорд, малый вводный септаккорд натурального мажора, уменьшенный септаккорд, однако такая терминология слишком громоздка и практически не используется эстрадно-джазовыми музыкантами, так что и мы тоже пользоваться ей не будем.

Академические музыканты широко используют специальные названия для каждого обращения аккорда: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд, однако в практике эстрадно-джазовых музыкантов такие специальные названия для обращений септаккордов не требуются, так как аккорды в эстрадной музыке, как правило, используются только в основном виде, то есть используются только «чистые краски» гармонических функций, а множество оттенков достигается за счёт различных надстроек, о которых пойдёт речь несколько позднее. Другими словами, в эстраде и джазе в басу, как правило, находится первая ступень аккорда. Если же всё-таки используется обращение, то оно обозначается как такой-то аккорд на таком-то басу. Например доминантовый секундаккорд До будет обозначен как «C7/Bb», а в разговорной речи скорее всего можно будет услышать: «Цэ семь на басу Си-бемоль».

Первая пара септаккордов, которые мы рассмотрим — мажорный септаккорд (Major) и доминантсептаккорд (Dominant Seventh), который для краткости, называют «септаккорд». Когда в разговоре упоминают септаккорд, то по умолчанию речь идёт именно о доминантсептаккорде. Доминантсепт-аккорд (Dominant Seventh) — это наиболее часто используемый из всех видов септ-аккордов. Итак, первым в паре будет мажорный септаккорд (Major). Существует несколько обозначений для мажорного септаккорда (Major): Maj, Maj7, Ma7, M, M7 и так далее. Мы будем использовать самое распространённое обозначение «Maj». Мажорный (Major) септаккорд состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, 7. То есть мажорное трезвучие плюс мажорная септима. Мажорную седьмую ступень очень легко вычислить, она находится на полтона ниже относительно восьмой ступени, которая в свою очередь совпадает с первой, то есть мажорной септимой от До является нота Си. И сразу в паре с этим септаккордом мы будем изучать доминантсептаккорд (Dominant Seventh), который состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, 7b. То есть отличается только пониженной, минорной седьмой ступенью, которая расположена ниже восьмой ступени на целый тон. Доминантсептаккорд (Dominant Seventh) обозначается цифрой 7. Исполнение этих аккордов следует довести практически до полного автоматизма.

Следующая пара септаккордов, которые мы освоим — это минорный септаккорд (Minor Seventh) и полууменьшенный септаккорд (Half-Diminished). Минорный септаккорд (Minor Seventh) состоит из следующих ступеней: 1, 3b, 5, 7b — минорное трезвучие плюс минорная септима. Полууменьшенный септаккорд (Half-Diminished) состоит из таких ступеней: 1, 3b, 5b, 7b — то есть отличается только пониженной пятой ступенью. Минорный септаккорд (Minor Seventh) обозначается m7, а полууменьшенный септаккорд (Half-Diminished) чаще всего обозначается как «m7(b5)», но также встречается и обозначение с помощью знака «Ø».

Уменьшенный септаккорд (Diminished) состоит из следующих ступеней: 1, 3b, 5b, 7bb. Дважды уменьшенная септима затрудняет вычисления, поэтому удобно заменить её энгармонически на мажорную сексту: 1, 3b, 5b, 6. То есть уменьшенный септаккорд (Diminished) — это уменьшенное трезвучие плюс мажорная секста. Уменьшенный септаккорд (Diminished) обозначается dim7 или °7.

Из класса септаккордов теперь останется рассмотреть один из вариантов доминантсептаккорда, в котором третья ступень заменена на четвёртую. Напомню, что его можно рассматривать как доминантсептаккорд с повышенной третьей ступенью, которая при альтерации совпала с четвёртой. Для краткости в разговорной речи этот аккорд называют «сус» (Dominant Seventh Suspended Fourth), а обозначают «7sus4» или «7sus». Этот аккорд состоит из следующих ступеней: 1, 4, 5, 7b.

 

 

 

 

 

 

«Нонаккорд» — это общее название для группы аккордов, состоящих из пяти звуков в основном виде строящихся по терциям, между крайними звуками которых интервал нона. При этом стоит всегда помнить, что септаккорд является базой, определяющей основное функциональное и колористическое значение аккорда, а все ступени, которые находятся выше, то есть девятая (нона), одиннадцатая (ундецима) и тринадцатая (терцдецима), образуют надстройку, которая в свою очередь добавляет различные оттенки в общее звучание аккорда. Теоретически надстройки могут использоваться со всеми видами септаккордов, однако в реальности, как правило, девятая, одиннадцатая и тринадцатая ступени встречаются только с доминантовым, мажорным и минорным септаккордами. Причём наиболее часто надстройки используются с доминантсептаккордом, поэтому различные варианты девятой ступени мы и будем изучать именно с ним. Девятая ступень при переносе на октаву вниз совпадает со второй ступенью. Девятая ступень встречается в трёх видах: натуральная, пониженная и повышенная. Итак первым нонаккордом, который мы рассмотрим, будет доминантнонаккорд, то есть аккорд, в котором над доминантсептаккордом надстроена девятая натуральная ступень. Обозначается цифрой 9, и состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, 7b, 9.

Затем рассмотрим доминантсептаккорд с надстройкой в виде пониженной девятой ступени, который обозначается 7(b9) и состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, 7b, 9b.

И потом ещё один вариант — доминантсептаккорд с повышенной девятой ступенью, который обозначается 7(#9) и состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, 7b, 9#.

 

 

 

«Ундецимаккорд» — это общее название для группы аккордов, состоящих из шести звуков в основном виде, строящихся по терциям, между крайними звуками которых интервал ундецима. То есть это септаккорд с надстройкой, состоящей из девятой и одиннадцатой ступеней. Одиннадцатая ступень может быть натуральной и повышенной. При этом девятая ступень теоретически может использоваться как натуральная, так и пониженная, и повышенная. Практически же натуральная одиннадцатая ступень, как правило, встречается с минорным септаккордом, так как при этом не образуется интервал уменьшённая нона между третьей и одиннадцатой ступенью аккорда, что, нельзя сказать, чтобы было запрещено, но точно нежелательно. И по той же причине повышенная одиннадцатая ступень чаще всего встречается с доминантсептаккордом и мажорным септаккордом. Итак, натуральную одиннадцатую ступень мы изучим на примере минорного септаккорда с добавленными натуральной девятой и натуральной одиннадцатой ступенями, который обозначается «m11», и состоит из следующих ступеней: 1, 3b, 5, 7b, 9, 11.

Повышенную одиннадцатую ступень рассмотрим на примере мажорного септаккорда с добавленными натуральной девятой и повышенной одиннадцатой ступенями, который обозначается «Maj9(#11)» и состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, 7, 9, 11#.

 

 

«Терцдецимаккорд» — это общее название для группы аккордов, состоящих из семи звуков в основном виде, строящихся по терциям, между крайними звуками которых интервал терцдецима. Это септаккорд с максимальным количеством надстроек, то есть с девятой, одиннадцатой и тринадцатой ступенями. Теоретически тринадцатая ступень может быть трёх видов: натуральная, пониженная и повышенная. Повышенная может быть только в случае использования с мажорным септаккордом, так как только в нём имеется натуральная седьмая ступень, с которой не совпадёт повышенная тринадцатая, и соответственно этот аккорд будет иметь своеобразную окраску. Натуральная и пониженная тринадцатая ступень опять же теоретически может быть использована с любым из септаккордов. При этом могут использоваться натуральные или альтерированные девятая и одиннадцатая ступень. Натуральную тринадцатую ступень мы рассмотрим на примере использования её с минорным септаккордом с добавленными натуральными девятой, одиннадцатой и тринадцатой ступенями, который обозначается «m13» и содержит в себе следующие ступени: 1, 3b, 5, 7b, 9, 11, 13.

Пониженную тринадцатую ступень мы изучим на примере доминантсептаккорда с максимально альтерированными надстройками в виде повышенной девятой, повышенной одиннадцатой и пониженной тринадцатой. Если надстройки перенести на октаву ниже, удалить пятую ступень и добавить вторую пониженную ступень, то мы получим распространённый в джазовой музыке так называемый «альтерированный лад», имеющий весьма своеобразное звучание и соответствующий вертикали 7(#9/#11/b13), в которую входят следующие ступени: 1, 3, 5, 7b, 9#, 11#, 13b.

Теоретически существует аккорд с повышенной тринадцатой ступенью Maj(#11/#13), который содержит в себе следующие ступени: 1, 3, 5, 7, 9, 11#, 13#, однако если он и используется, то крайне редко, поэтому рассматривать повышенную тринадцатую ступень в рамках данной работы мы не станем.

 

 

И наконец, разберёмся, что же теперь делать с этим богатством. То есть вот мы наконец-то выучили все ступени аккордов во всех тональностях, и зачем же это нам нужно? А смысл в том, что это позволяет, выбирая в музыкальной фразе ту или иную ноту в качестве главной, «опорной», получать не случайный результат, а вполне прогнозируемый, то есть мы в таком случае владеем ситуацией и достигаем в импровизации или композиции именно того оттенка звучания, который подходит для воплощения художественного образа, настроения и концепции данного музыкального произведения.

И пусть обилие материала, требующего освоения для введения в джазовую импровизацию, вас не пугает, так как приступить к практическому использованию полученных знаний в реальной импровизации можно начать с первых ступеней аккорда. Используя сборники, например, из номерной серии Hal Leonard «Jazz Play-Along» (Hal Leonard Corporation — с 2004 по настоящее время), в которых содержатся фонограммы и ноты с буквенно-цифровыми обозначениями аккордовых последовательностей, стоит проделать следующие подготовительные упражнения:

 

 

1. Вместо импровизации тянуть первые
    ступени аккордов.
2. Вместо импровизации плавно
   
соединять первые ступени аккордов
    при помощи диатонических и
    хроматических ступеней тональности.
3. Вместо импровизации играть нижние
    опевания к первым ступеням аккордов.
4. Вместо импровизации играть верхние
    опевания к первым ступеням аккордов.
5. Вместо импровизации играть
   
различные виды полных опеваний
    первых ступеней аккордов.
6. Импровизировать, используя плавные
    соединения между различными
    опеваниями первых ступеней аккордов
    при помощи диатонических и
    хроматических ступеней тональности.

 

 

То есть для начала можно просто определить гамму, соответствующую произведению, и соединять первые ступени аккордов при помощи движения по всем ступеням этой гаммы подряд. Если же первые ступени аккордов находятся на расстоянии большой секунды, то есть одного тона, то вставлять между ними проходящую хроматическую ступень. Для опеваний использовать ступени гаммы общей для всего произведения. В дальнейшем необходимо научиться распознавать тональный план произведения, так как часто в одной композиции происходят различные отклонения в другие тональности, и нужно следовать этому тональному плану, используя соответствующие гаммы. Разумеется, для этого нужно иметь достаточное количество знаний в области гармонии.

После освоения таких упражнений можно приступить к изучению третьих ступеней всех видов аккордов: мажорные терции для аккордов XMaj и X7, минорные терции для аккордов Xm7, Xm7(b5) и Xdim7, так же увеличенные терции (кварты) для X7sus. И использовать их в таких же упражнениях и импровизации. Использование в качестве ключевых нот музыкальных фраз только третьих ступеней аккордов создаёт слишком «прилизанное» звучание, начисто лишённое яркости конфликта между мелодией и гармонией, что нехарактерно для традиционной джазовой импровизации, однако такой принцип вполне уместен в поп-музыке. Дополнив третьи ступени аккордов первыми и пятыми, получим практически полноценную систему для «благополучного», «сладкого» звучания, без которого нельзя представить себе современную популярную музыку. Далее можно добавить «джазовых» оттенков на своей музыкальной палитре импровизатора, изучив четыре варианта седьмых ступеней аккордов, где большая септима соответствует аккордам XMaj и Xm7(#7), малая септима входит в аккорды X7, Xm7, Xm7(b5), уменьшённая септима (большая секста) для Xdim7, X6, Xm6, а увеличенная септима (октава) приходится на все виды трезвучий: X, Xm, Xdim, X+. Затем, при желании получить полноценное джазовое звучание, можно постепенно освоить три вида девятых ступеней: 9, #9, b9. Далее два вида одиннадцатых: 11, #11. После этого три вида тринадцатых ступеней аккордов: 13, b13, #13. В конечном итоге можно составить полную палитру взаимоотношений между мелодией и гармонией.

Таким образом, мы получаем комплекс упражнений для разбора, анализа и подготовки музыкальных произведений к импровизации с использованием базовых аккордовых звуков и надстроек в качестве тональных центров мелодии. Нужно просто брать отдельные ступени и исполнять ноты, длительности которых соответствуют продолжительности звучания каждого аккорда. Рекомендую прорабатывать все ступени аккордов в такой последовательности:

 

 

1. Первые ступени (или бас аккорда).
2. Третьи ступени (для аккордов sus4
    соответственно четвёртые).
3. Седьмые ступени (для секстаккордов
    соответственно шестые).
4. Плавное соединение третьих и седьмых
    ступеней.
5. Пятые ступени.
6. Девятые ступени.
7. Одиннадцатые ступени.
8. Тринадцатые ступени.

 

 

При плавном соединении третьих и седьмых ступеней выбираем следующую ближайшую третью или седьмую ступень. Если в аккорде указаны девятые, одиннадцатые и тринадцатые ступени, то всё просто — их и играем, а вот если не указаны, то придётся провести небольшое расследование и решить, на выборе каких натуральных или альтерированных девятых, одиннадцатых и тринадцатых ступеней стоит остановиться. При этом нужно руководствоваться контекстом, в котором находится каждый аккорд, то есть учитывать общую тональность и лад всего музыкального произведения, тональность отдельной гармонической последовательности, в которую входит аккорд, а так же анализировать, какие ступени использовал в мелодии собственно сам автор произведения, что так же прекрасно подсказывает, каким принципам стоит следовать для наиболее верного раскрытия эмоционально-художественного образа музыкального произведения.

Разумеется, существуют и некоторые правила. Например, согласно одной из концепций, с мажорными аккордами используется повышенная одиннадцатая ступень, а с минорными натуральная. Это нужно для того, чтобы между третьей и одиннадцатой ступенью не образовался интервал малая нона, так как некоторыми авторитетными теоретиками этот интервал считается «нехорошим». Однако правила и нужны для того, чтобы из них были исключения. Достаточно вспомнить историю «нехорошего» интервала по имени «волчья квинта», то есть тритон, за который в средние века казнили путём сожжения на костре, а со времён возникновения блюза этот интервал занял одно из важнейших мест в современной музыке и больше не является запрещённым. Стоит помнить, что любой интервал или аккорд — это краска, позволяющая создать тот или иной оттенок на палитре музыканта.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9