English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 50 • Компрессия мундштука

Чрезвычайно важной для полноценной работы саксофона является так называемая компрессия мундштука. Существует неверный способ, с помощью которого многие саксофонисты проверяют компрессию, который заключается в том, что затыкают выходное отверстие мундштука ладонью и втягивают воздух в себя, при этом трость должна удерживать вакуумом. И типа чем дольше удерживается, тем лучше компрессия. Однако тест не слишком корректен, так как вакуумом притягивает всю трость к мундштуку и к площадке мундштука в том числе, поэтому при тесте может вакуум и получится, а вот при игре, когда трость не притянута к мундштуку вакуумом, компрессии может и не быть. Так что этот тест просто интересный и эффектный фокус, который не является полным подтверждением хорошей компрессии.

На компрессию проверять мундштук лучше вдувая в него воздух и создавая избыточное давление. То есть так же затыкается выходное отверстие мундштука ладонью и нужно мощно в него дунуть, разумеется, с установленной тростью и лигатурой. Если между рельсами мундштука и тростью будет выходить воздух — значит компрессия нарушена, если же продуть не получается, значит всё в порядке и компрессия есть.

Что касается вопроса, зачем вообще эта компрессия нужна, стоит попробовать поиграть с компрессией и без неё — всё станет сразу ясно и понятно. Когда компрессии нет, то саксофон играет так, как будто не кроет в самом верху — собственно так оно и есть — и дуть тяжело, и результат слабенький. Есть, конечно, множество людей, которые создают компрессию прижимая трость к мундштуку губой и даже челюстью — но разумеется со всеми вытекающими последствиями — свободного и полного звука в таком случае ждать не приходится. Усталость и даже травмы губ в таком случае будут всенепременно.

На компрессию мундштука очень большое влияние оказывает конструкция и способ установки лигатуры. Трость достаточно хорошо должна быть притянута к площадке мундштука, это касается в первую очередь края площадки, где начинаются рельсы и окно мундштука. Существуют различные оригинальные конструкции лигатур, которые дают большую свободу вибрации трости и даже самого тела мундштука, что должно помогать получить более богатый обертонами звук, однако если такая лигатура не обеспечивает компрессии мундштука, то все эти преимущества полностью перечёркиваются и превращаются в одну огромную проблему.

От ровности площадки трости также зависит качество компрессии мундштука. Если трость деформирована, то она не будет плотно прилегать к площадке и рельсам мундштука, соответственно будет пропускать воздух, что влечёт за собой плохой контроль над звуком и необходимость прилагать для игры излишние усилия. Площадка трости может деформироваться от чрезмерного размокания. Это может произойти, если перед игрой при размачивании погружать в воду всю трость целиком. Из-за этого трость разбухнет, причём неравномерно, то есть по центру площадки трости появится утолщение, а края при этом будут завалены и не будут прилегать к рельсам и площадке мундштука. При этом вполне допускается появление выпуклого следа, соответствующего окну мундштука, так как это не влияет на компрессию. Если же трость уже деформировалась и компрессия нарушена, можно в некоторой степени восстановить трость путём выравнивания площадки трости. Для этого нужно положить мелкую наждачную бумагу на ровную поверхность и отшлифовать площадку трости до ровного состояния. Однако при этом способе у трости достаточно сильно изменятся игровые свойства, то есть она ещё сможет послужить какое-то время для репетиций, но полноценно работать уже не будет. Чтобы этого не случилось, размачивать перед игрой стоит только кончик трости.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9