English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 51 • Подмундштучная пробка и эска

Один из самых часто изнашивающихся элементов саксофона - пробка на эске, на которую надевается мундштук. Мундштук должен достаточно плотно сидеть на пробке по всей длине контакта, при этом возможность перемещения мундштука по пробке так же должна сохраняться. Рекомендуется хорошенечко обработать пробку снаружи натуральным пчелиным воском. В принципе конечно можно и парафином от бытовой свечи, но обработка парафином менее долговечна. Перед тем как надевать мундштук на пробку обработанную воском поверхность пробки лучше смочить водой или слюной. Любые смазки на основе жира постепенно проникают сквозь пробку, разрушают клей и пробка отваливается.

Если пробка «похудела», и мундштук сидит на ней неплотно в экстренных случаях можно прогреть пробку с помощью открытого огня зажигалки, но при этом нужно достаточно быстро перемещать пламя по поверхности пробки так, чтобы она не воспламенилась, пробка разбухнет и в какой-то степени восстановит свою форму. Однако такой способ приносит довольно кратковременный результат, то есть такой реанимации пробки хватит буквально на один концерт или репетицию, а через несколько таких восстановительных процедур пробка, скорее всего, совсем отвалится или разрушится.

В экстренных случаях так же можно подмотать на пробку под мундштук слой плотной тонкой бумаги, для этого лучше всего подходит бумага от кассовых чеков. Подобным образом может послужить и подмотка обыкновенных швейных ниток, однако при этом несколько нарушится поверхность пробки и мундштук будет не слишком хорошо одеваться и сниматься. Но разумеется и бумага, и нитки являются всего лишь временным спасением. Более долговечным, но тоже временным решением «похудевшей» пробки может стать намотка поверх пробки слоя ленты ФУМ (лента из фторопластового уплотнительного материала), которую можно приобрести в магазинах хозяйственных товаров. Если пробка похудела очень сильно и предстоит намотать толстый слой подмотки, лучше всего чередовать слои швейных ниток и ленты ФУМ. Таким образом, можно получить поверх пробки достаточно прочный слой из армированного нитками фторопласта, так как он является текучим материалом и заполнит все пустоты между нитками и прилипнет сам к себе, то есть клей при этой операции не требуется. Рекомендую первый слой наматывать нечастыми витками ниток, затем слой ленты ФУМ — так получается лучший контакт пробки и фторопластовой прокладки, который обеспечивает достаточно прочное соединение. Фторопластовую пробку стоит наматывать несколько большей толщины, чем внутренний диаметр мундштука, так как фторопласт даст усадку, при которой все слои прокладки слипнутся между собой. То есть мундштук с некоторым усилием наденется на фторопластовую прокладку, при этом прокладка примет точную форму внутри мундштука. Если же пробка совсем отклеилась, а времени на приклеивание новой нет, то можно всю пробку заменить прокладкой из ниток и ленты ФУМ, однако все эти ухищрения с лентой ФУМ имеют один существенный недостаток — такая «пробка» будет подходить только под один мундштук, то есть если вы используете для игры два различных мундштука, у которых внутренний диаметр отличается хоть совсем на немного, корректировать толщину прокладки придётся перед каждой сменой мундштука.

Ну и, конечно же, для подмундштучной пробки нет ничего лучше натурального пробкового дерева. Однако качественное изготовление и установка натуральной пробки требует не только наличия материалов, инструментов, а также знания технических и конструкционных тонкостей, но и определённых навыков, поэтому лучше всего для решения этой проблемы обратиться к профессиональному мастеру по ремонту саксофонов.

Рекомендую обрабатывать натуральным воском не только подмундштучную пробку, но и стакан эски, то есть тот конец, который вставляется в сокет собственно корпуса саксофона. Натуральный воск дольше держится, то есть не нужно будет смазывать эску каждый раз, а также в отличие от жировых смазок, натуральный воск практически не способствует накоплению загрязнений внутри корпуса саксофона. Излишки смазки выдавятся из соединения естественным путём, а так как натуральный воск не слишком липкий без механической обработки, то и удалить эти остатки совсем не сложно. Смазывать стоит по нескольким причинам: во-первых смазка предохраняет от стачивания это соединение, во-вторых смазка обеспечивает герметичность соединения эски и корпуса саксофона, в-третьих эска лучше закрепляется в рабочем положении, и не требуется слишком сильно затягивать винт фиксации эски. Перед установкой обработанной воском эски поверхность стакана стоит увлажнить с помощью воды или слюны.

Ещё один узел, требующий внимания даже у новых саксофонов, купленных только что в магазине — это винт фиксации эски в сокете корпуса саксофона. По непонятной мне причине производители этот винт не смазывают, несмотря на то, что он постоянно испытывает достаточно серьёзные нагрузки. Так что, если у вас появился вновь приобретённый саксофон, причём не важно, новый он или старый, обязательно смажьте этот винт густой смазкой. В качестве смазки для этого винта опять же вполне подойдёт натуральный воск. Смазывать этот винт следует примерно каждые полгода. Кстати всё это касается и смазки винтов лигатуры мундштука, которые тоже иногда стоит смазывать.

Если в конструкции вашего кофра не предусмотрены специальные изолированные отделения для мундштука и эски, то просто необходимо хранить эску в индивидуальном чехле из ткани, для того, чтобы покрытие эски не повреждалось от многочисленных контактов с другими предметами, находящимися в общем отделении. Мундштук в любом случае нужно хранить в собранном виде, то есть с установленной сухой нерабочей тростью, слегка затянутой лигатурой и надетым колпачком, при этом отдельный чехольчик на мундштук совсем не будет лишним.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9