English  

НовинкиИсторияАфишаУрокиКонтакты

 
         
     
     
 

 
     
   
 
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
(публикуются с разрешения автора)
№1

Приветствую! Антоша, вы бы не могли подсказать по филированным звукам... На ноте "До" третьей октавы получается очень плавно увеличивать громкость с сдержанно-тихо и уменьшать до очень тихо... А вот нота Ля и Ми первой октавы не берутся с сдержанно-тихо... и при уменьшении громкости нота обрывается под конец, когда еще до "очень тихо" далековато... И очень часто я в конце пережимаю трость, чтобы звук сразу не пропал и нота завышается... Может есть какое-то упражнение, чтобы победить эту проблему? YAS-23, Брихард еболин 3*, трость Rico 2 обычная
Спасибо, Вадим
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Приветствую, Вадим!
Стоит делать весь комплекс упражнений, причём основные:
1. «Самолётик» и «коровушка»
2. «Ступеньки и челноки»
3. «Водопады»
http://antoshahaimovich.com/saxophonejazzbluespoprock100019.htm
https://www.youtube.com/watch?v=dfHMOW3YUxg
https://www.youtube.com/watch?v=FzqXlob1fZM
https://www.youtube.com/watch?v=MWcOwgWsPHA
https://www.youtube.com/watch?v=J3TwTb-T044
Главное помнить, что громкость меняем не с помощью изменения воздействия на трость губами, а только за счёт дыхания. А у Вас так и получается неправильно, то есть при уменьшении громкости Вы сильнее зажимаете трость губами, что и приводит к тому что Вы описали. Попробуйте поиграть филированные звуки с тюнером (есть бесплатные для смартфонов, например n-Track Tuner хороший). Следите чтобы звуковысотность не изменялась, а громкость постепенно увеличивалась и уменьшалась.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
1. «Самолётик» и «коровушка»
2. «Ступеньки и челноки»
3. «Водопады»
Делаю каждый день, получается довольно хорошо...
Еще раз опишу проблему... если делать правильно... К примеру, если принять 0 за минимум звука, а 9 за максимум... Когда я делаю Crescendo - diminuendo в первой октаве, как надо не поджимая... у меня получается следующее... 0 0 0 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 0 0 0, т.е. в начале скачек и в конце звук резко обрывается... плавно не получается 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 ((
Crescendo - diminuendo https://youtu.be/MWcOwgWsPHA?t=4m14s
Чем тише тем язык приподнимается, так и на саксофоне нужно языком помогать? У меня в первой октаве язык практически максимально внизу всегда опущен...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Вадим, не нужно думать о языке, он сам найдёт правильный режим работы. Ориентироваться нужно по результату, то есть по звуку. Это во всём так, Вы должны представить как должно прозвучать, и просто сделать это. Разумеется, получается не сразу, а с опытом. Что касается языка и всего остального аппарата управления дыханием, то всё как на видео. Видео поможет пониманию механики процесса, но оно не способно научить это делать.
То что Вы описали о изменении громкости при игре филированных звуков свидетельствует о том что Вы изменяете громкость не только за счёт дыхания, но и в значительной степени за счёт давления губами на трость — это неправильно. И вторая причина — неправильная подача воздушного давления. Вы начинаете звук тихо без активной "опоры" на диафрагму, сдерживая трость губами. Затем ослабляете давление на трость губами и звук становится громче. Далее включаете активное дыхание и здесь происходит скачок в громкости, она резко увеличивается. Потом увеличиваете интенсивность выдоха и громкость увеличивается ещё больше. Для уменьшения громкости делаете всё в обратной последовательности, то есть ослабляете дыхание, выключаете дыхание, зажимаете губами трость. Вот именно из-за включения-выключения дыхания и происходит скачок громкости. При этом из-за излишнего давления на трость страдает тембр саксофона, а из-за изменения положения челюсти во время игры одного тона изменяется его звуковысотность, то есть при увеличении громкости тон занижается, а при увеличении — завышается. Таким образом получается нестройно, зажатый тембр, неровное изменение громкости — всё это для музыки никак не подходит.
Теперь о том как должно быть. Дыхание должно быть активным с самого начала и до самого конца звука — собственно это и есть залог успеха. То есть для того чтобы играть тихо нужно не расслаблять диафрагму, а наоборот, напрягать её ещё больше чем для громкого звучания. Диафрагму мы контролируем посредством изменения напряжения мышц брюшного пресса, особенно важен его верхний отдел, то есть думать нужно что дышим "солнечным сплетением". Грубо говоря, начинать звук нужно с очень напряжённых мышц пресса, затем очень плавно и постепенно уменьшаем напряжение, при этом громкость увеличивается, в точке максимальной громкости не расслабляем пресс, а далее, для уменьшения громкости, вновь увеличиваем напряжение мышц брюшного пресса. Таким образом получается, что уменьшению-увеличению напряжения пресса соответствует увеличение-уменьшение громкости. Диафрагма изменяет мощность воздушного давления, а язык и мягкое нёбо при этом производят необходимые манипуляции с направлением и скоростью потока воздуха, но думать об этом не нужно. Для того чтобы достичь положительных результатов с филированными звуками стоит делать ВЕСЬ комплекс ежедневных упражнений на звук. Кроме упражнений на первой странице очень помогают упражнения со второй страницы и упражнения на обертоны. На мой взгляд, стоит особое внимание обратить на вибрато, так как оно «оживляет» звучание саксофона, приближает его к естественности человеческого голоса. Сейчас же многие саксофонисты играют прямым звуком и вибрато не используют, что напоминает звучание электронных музыкальных инструментов — мне это совсем не нравится. Впрочем это дело личных вкусов, о которых, как известно, спорить не стоит.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Спасибо! Буду работать в этом направления... я точно начинал звук практически с расслабленных мышц пресса, а потом понемного увеличивал напряжение...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
А в какой момент звук появляется? Пресс напрягли, начинаем увеличивать скорость потока выдуваемого воздуха... в самом начале, воздух проходит совершенно свободно без сопротивление. В этот момент у меня напряжения пресса, практически не влияет на выдуваемый поток... С увеличением скорости выдуваемого потока, появляется сопротивление и оно нарастает до определенного момента, пока не пробьется звук (но он пока пробивается скачком у меня), в этот момент чувствуется уменьшение сопротивления...

Буду заниматься, пока сложно прочувствовать момент, как влиять уже напряженным прессом на самый начальный выдуваемый поток... У меня возникает такая аналогия... к примеру взяли воздушный шарик, надули, сдавили рукой (диафрагмой)... отверстие придерживаем пальцами и медленно распускаем и струя воздуха выходит... Если это так работает... то мне пока сложно найди у себя это отверстие и как его открывать закрывать...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Образ такой - выдавливаем воздух солнечным сплетением. То есть звук появляется сразу после напряжения пресса. Точнее так - вдох, включаем пресс, появляется звук - это почти одновременно, так как между этими процессами какие-то тысячные доли секунды. Стоит потренировать начало звука отдельно. Можно на тех же трёх нотах (A1, C3, E1). Вдох, звук, пауза, вдох, звук, пауза, вдох, звук, пауза, и т.д. Сначала средней громкости, а потом всё тише и тише. Не сразу получится тихо, только с опытом. А через несколько дней можно сделать обратное упражнение - начинать звук из тишины, то есть сначала звука нет, начинаем осторожно дуть, увеличиваем интенсивность воздушного потока до тех пор, пока звук не появится. В этом упражнении стремиться к тому чтобы звук появлялся на как можно более слабом потоке, то есть совсем тихо. Таким образом можно играть песенки. Сначала беззвучно слабо дуть в инструмент, нажимая клапаны. Будет только шипение и звук клапанов. Затем потихоньку увеличивать интенсивность выдоха, пока не зазвучат сначала отдельные ноты, а затем и все подряд. Таким образом играть на пианиссимо любые произведения. Такое упражнение тоже помогает контролировать поток воздуха. В любом случае нужно ориентироваться по звуку, а не по действиям. То есть нужно концентрировать внимание не на том что Вы делаете физически, а всё внимание направить на то что Вы слышите.