English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 19 • Комплекс ежедневных упражнений на звук

На выполнение всех упражнений комплекса вполне достаточно десяти минут. Если вы не будете лениться и станете ежедневно начинать свои занятия с последовательного выполнения этого комплекса упражнений, очень скоро вы почувствуете, что звук стал гораздо лучше, и ваша музыкальная палитра обогатилась новыми красками, однако не стоит останавливаться на достигнутом — предела совершенству нет!

Тупое исполнение даже самых полезных упражнений имеет КПД (коэффициент полезного действия) близкий к 0%. Бездумно дуть длинные ноты на форте, да ещё и по 30-40 минут, не то чтобы не полезно, а просто вредно. Так как это приводит к перенапряжению и скованности мышц, что крайне негативно сказывается на качестве тембра, интонации, фразировке и музыкальности исполнения в целом. Собственно сам термин «длинные ноты» не только не объясняет целей и задач упражнения, но даже искажает смысл всего этого действия. Игра на саксофоне — это не тот случай, где стоит упражняться в длине.

Инструмент не должен мешать вам достигать желаемого результата, но и особой помощи от него ждать не стоит. Нужно всегда помнить, что саксофон «сам» играть не будет, и для получения достойного качества звучания необходимо трудиться, прилагать усилия. Путь прогресса и достижений сам по себе приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Саксофон и аксессуары являются инструментами, которые необходимо освоить. Постоянное перескакивание с одного мундштука на другой не позволяет вам познать и раскрыть их полные возможности. Для того чтобы выявить все достоинства и недостатки мундштука, необходимо поиграть на нём в различных концертных и репетиционных условиях в течение нескольких месяцев, полгода, и даже года. Рекомендую взять за правило — менять что-либо в своём арсенале только тогда, когда вы действительно понимаете, чего вам не достаёт в освоенном инструменте. Если вы пытаетесь исправить ошибки, связанные с неправильным звукоизвлечением, путём подбора и смены тростей, мундштука, лигатуры, саксофона, и так далее, значит, вы заблудились и двигаетесь в неверном направлении.

Необходим постоянный слуховой контроль. Обязательно нужно уметь не только слушать, но и слышать, а так же вдумчиво анализировать услышанное. Запоминать свои внутренние физические ощущения от игры на саксофоне. При работе над звуком ни в коем случае нельзя торопиться. Необходимо добиваться качественого звучания каждой, без исключений, ноты и всех её составляющих. Причём стоит стремиться выполнить каждое упражнение с первого и единственного раза, и, конечно же, с наилучшим результатом, который только возможен на данном уровне вашего развития. Нельзя пробовать, нужно сразу играть, максимально выкладываясь и концентрируясь на доброкачественности звучания. Не давайте себе путей для отступления и возможности переиграть заново, так как такой возможности не будет не только во время концертов, но и вообще в жизни. Все свои музыкальные занятия стоит строить по принципу наибольшего приближения к «боевой обстановке», то есть делать всё как на сцене перед публикой. Необходимо стремиться играть так, чтобы не было стыдно ни за одину исполненную ноту, и во время концертов, и в течение репетиций и индивидуальных занятий.

Основное внимание занимает зрение, поэтому, для достижения наилучшего результата, упражнения на звук следует выполнять с закрытыми глазами, что позволит вам максимально сконцентрировать внимание на том, что вы слышите. Главный критерий правильности выполнения упражнения — качество звучания. Следите за добротностью атаки и окончания звука, чистотой тона, интонации, переходов между звуками. Наверняка не все упражнения получатся с первого раза, но если изо дня в день делать один-два подхода, то со временем прогресс обязательно будет. Не зацикливайтесь на каждом упражнении. При ежедневном выполнении всего комплекса упражнений улучшение результатов будет происходить постепенно и иногда скачкообразно. Должен отметить, что далеко не всегда удаётся уделить работе над звуком даже десять минут, в таком случае рекомендую выполнять минимальную разминку, которая длится менее двух минут, и состоит из упражнений: «САМОЛЁТИК И КОРОВУШКА», «СТУПЕНЬКИ И ЧЕЛНОКИ», «ВОДОПАДЫ» — этого будет вполне достаточно для того, чтобы привести ваш исполнительский аппарат в рабочую форму.

«САМОЛЁТИК» И «КОРОВУШКА» (The Airplane & The Cow). Упражнение «Самолётик» в первую очередь нацелено на растяжку мягкого нёба, а так же запуск активного выдоха. Выполняется на ноте До-диез второй октавы («средняя До-диез»; До-диез без октавного клапана, все клавиши отпущены). Поставьте ноги на ширину плеч, спина прямая, грудная клетка расправлена, голова прямо, подбородок немного опущен. Это и все последующие упражнения по работе над звуком лучше всего выполнять с закрытыми глазами. На средней громкости (mezzo forte), средней атакой звука (detache) берётся нота До-диез второй октавы и производится медленное и продолжительное нисходящее глиссандо с помощью постепенного открывания челюсти, как будто очень медленно и плавно переходите с гласного звука «У» на гласный «О» и затем обратно. Нижняя челюсть двигается только вниз-вверх и не должна ни выдвигаться, ни задвигаться. Концентрируйте внимание не на движениях челюсти, а на звуке. Не торопитесь! Понижайте звук очень медленно и плавно. При этом необходимо усиливать мощность выдоха, иначе звук исчезнет. Стремимся продержать пониженный звук как можно дольше. Звук возможно понизить на полтора тона (малая терция) и более. Чем ниже опускается звук, тем больше требуется мощности выдоха, то есть при усилении выдоха громкость остаётся без изменений, нота понижается. Если на первых порах появится ощущение, что при достижении самой нижней точки звука диафрагма начинает трястись от напряжения, значит упражнение вы выполняете верно. Чем ниже и дольше удастся опустить и удержать звук, тем лучше. На самом деле в этом процессе задействованы не только дыхание и челюсть, но и вся ротовая полость и глотка, в первую очередь мягкое нёбо и язык, которые для успешного понижения звука изменяют внутреннюю архитектуру камеры полости рта, но думать об этом не нужно, так как организм выполнит все требуемые действия автоматически. Достаточно думать, что вы открываете челюсть и усиливаете интенсивность выдоха, при этом всё внимание необходимо концентрировать на звуке.

Упражнение «Коровушка» развивает подвижность и амплитуду между крайними положениями мягкого нёба и языка, способствует закреплению активного выдоха. Выполняется на ноте До-диез второй октавы. Все условия, что и в упражнении «Самолётик», но теперь звук последовательно понижается и повышается несколько раз, челюсть двигается плавно, подобно движениям при медленном жевании. Чем больше амплитуда, то есть «размах» изменения высоты звука, тем лучше. Частота движений, то есть скорость изменения высоты звука, должна быть достаточной для того, чтобы успеть на одном дыхании несколько раз понизить и повысить звук, не допуская прерывания звучания, а так же сохранив при этом контроль высоты звука.

 

«СТУПЕНЬКИ И ЧЕЛНОКИ» (The Steps & The Shuttles). Все упражнения «Ступеньки и Челноки» нацелены на настройку положения верхнего нёба, а так же получение различной скорости и мощности выдоха, значение которых зависит от высоты звука. Выполняются на средней громкости (mezzo forte) с постепенным усилением выдоха при движении в крайние регистры (crescendo), переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato).
Упражнение «Ступеньки вниз». От ноты До-диез второй октавы последовательно спускаемся вниз по следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. Чем ниже нота, тем больше опускаем челюсть и добавляем мощность выдоха. На нижней ноте, то есть на ноте Си-бемоль малой октавы производим медленное и широкое вибрато (как в упражнении «Коровушка»).

Упражнение «Челнок вниз». От ноты До-диез второй октавы последовательно исполняем скачки вниз к следующим нотам: Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы. На До-диез челюсть приводим в закрытое положение, а на ноты к которым совершаем скачок челюсть приоткрываем, причём чем ниже нота, тем больше приоткрываем челюсть и добавляем мощность выдоха. На нижней ноте, то есть на ноте Си-бемоль малой октавы производим медленное и широкое вибрато.

Упражнение «Ступеньки вверх». От ноты Ре второй октавы последовательно поднимаемся вверх по следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха. На верхней ноте, то есть на Ре третьей октавы производим медленное и широкое вибрато.
Упражнение «Челнок вверх». От ноты Ре второй октавы последовательно исполняем скачки вверх к следующим нотам: Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До-диез и Ре третьей октавы. На ноте Ре второй октавы челюсть опущена, при подъёме, чем выше нота, тем больше закрываем челюсть и добавляем скорость выдоха. На верхней ноте, то есть на Ре третьей октавы производим медленное и широкое вибрато.

 

«ВОДОПАДЫ» (The Waterfalls). Упражнение «Водопады» в первую очередь нацелено на чувство изменения длины звучащего столба воздуха, скорости и мощности выдоха, а так же получение при больших скачках нужного направления воздушного потока, которое мы изменяем при помощи различных положений мягкого нёба и языка, которыми, в свою очередь, управляем посредством движений нижней челюсти. При скачках на широкие интервалы требуется резкое усиление мощности выдоха. Играйте громко. Не маскируйте переходы между нотами с помощью атаки языком или пауз. Выполняйте скачки слитно не смотря ни на какие-либо недочёты в звучании. Стремитесь получить чистые переходы между нотами только с помощью управления дыханием. Нота Си-бемоль малой октавы должна звучать чисто, открыто и мощно, но при этом собранно и сфокусированно.

Производим череду последовательных скачков на ноту Си-бемоль малой октавы со звуков Си-бемоль мажорного трезвучия, то есть со следующих нот: Ре, Фа и Си-бемоль первой октавы, затем Ре, Фа и Си-бемоль второй октавы. Выполняется на большой громкости (forte), переход с верхних нот на ноту Си-бемоль малой октавы осуществляем без участия языка, слитно, без пауз (legato). Сначала нужно сыграть чистую, без призвуков, ноту Си-бемоль малой октавы, и запомнить образ её звучания, и ощущения при её извлечении. Затем производить скачки, каждый раз представляя звучание ноты Си-бемоль малой октавы.

 

ДИНАМИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ (Leveling of Breath). Первое упражнение заключается в исполнении скачков между нотой Ре второй октавы, которая является одной из самых проблемных нот рабочего диапазона саксофона, и нотами, исполняемыми без октавного клапана. Интервал постепенно увеличивается, что позволяет запустить механизм компенсации направления, скорости и мощности выдыхаемой струи воздуха для каждой отдельной ноты.

Не маскируйте переходы между нотами с помощью атаки языком. Не допускайте лишних пауз и провалов в звучании. Нижние ноты, на которые производятся скачки, можно стремиться исполнить немного громче ноты Ре второй октавы, однако на самом деле они должны получиться примерно такой же громкости, но точно не тише чем Ре второй октавы. Играем тихо и спокойно в темпе 60 ударов в минуту штрихом legato, то есть делаем переходы между нотами без участия языка. Стремимся к максимальной однородности громкости всех звуков.

 

Во втором и третьем упражнении производим восходящие и нисходящие октавные скачки штрихом legato от всех нот по всему рабочему диапазону саксофона. Стремимся к максимально однородной громкости между всеми нотами. При этом в первой части упражнения при восходящих скачках можно исполнять верхнюю ноту немного громче, чем нижнюю. И наоборот, во второй части упражнения при нисходящих скачках можно извлекать нижнюю ноту немного громче, чем верхнюю. При нисходящих октавных скачках становится заметна неполноценная значимость октавного клапана, и чрезвычайно важная роль направления потока воздуха, его мощность и скорость. Не стоит искать компромиссов при переходе на октаву вниз, то есть выполняйте скачки только legato без участия языка, и в первую очередь при помощи дыхания. На первых порах велика вероятность запоздалых и грязных переходов, то есть с различными призвуками и искажённой интонацией — этого не стоит бояться, так как преодоление этой проблемы и есть одна из основных задач этих упражнений. С опытом вы не только избавитесь от нежелательных побочных эффектов, но и постепенно будете приближаться к однородности тембра и громкости звука во всех регистрах саксофона. Ноты Ми, Фа и Фа-диез третьей октавы играем с помощью боковых клапанов.

 

ВЫДЕРЖАННЫЕ ЗВУКИ (The Flat Notes). Выдержанные звуки — звуки максимальной длительности ровные на всей продолжительности звучания по всем параметрам: звуковысотность, громкость, тембр. Это и последующие упражнения выполняются на трёх нотах в такой последовательности: Ля первой октавы, До третьей октавы, Ми первой октавы. Ни в коем случае не нужно доводить выдох до изнеможения, так как это вредно для здоровья. Цель — не продолжительность, а ровность.

 

ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ (The Volume Up & Down). Филированные звуки — звуки максимальной длительности с изменяющейся громкостью (динамикой) по следующей схеме: mp, crescendo, fff, diminuendo, ppp, то есть сдержанно-тихо, постепенное увеличение громкости до «очень громко», постепенное уменьшение громкости до «очень тихо». Выполняются на тех же трёх нотах. Следить за плавностью изменения громкости, особое внимание ровности звуковысотности. Громкость изменяется исключительно за счёт изменения интенсивности выдоха.

 

ВИБРАТО (The Vibrato). На средней громкости (mf), средней атакой звука (detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой в течение небольшого промежутка времени, затем темп постепенно замедляется почти до остановки, и наконец плавно ускоряем темп до среднего. Амплитуду вибрато на всём протяжении звуков сохраняем среднюю.

 

ФИЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ С ВИБРАТО (The Volume Up & Down with Vibrato). На маленькой громкости (pp), средней атакой звука (detache) берётся нота и производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой, громкость постепенно увеличивается, затем уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменными.

 

СФОРЦАНДО, СУБИТО ПИАНО, КРЕЩЕНДО, ДИМИНУЭНДО (Sforzando, subito piano, crescendo, diminuendo). Самый распространённый вид динамического оформления нот большой длительности. Акцентированно громкой атакой звука (detache) берётся нота, затем сразу же резкий и очень большой провал в громкости, звук продолжается тихо в течение половины такта, далее, начиная с третьей доли громкость плавно и сильно увеличивается, при этом начинает производится вибрато в среднем темпе и со средней амплитудой, после этого громкость уменьшается, темп и амплитуда вибрато остаются неизменными.

 

КОНТРАСТНЫЕ АКЦЕНТЫ (The Contrasting Accents). Играем ритмично четвертными длительностями нот в темпе 60 ударов в минуту. Чередуем очень громкие (fff) и очень тихие (ppp) ноты с акцентированной атакой звука. Чем больше разница в громкости, тем лучше. Типичная ошибка — укорачивание тихих нот. Следим за тем, чтобы слабые доли были выдержаны на полную длительность, то есть не должно быть лишних пауз и каждые два такта должны быть исполнены на одном дыхании.

 

ГРОУЛ (The Growl). Гроул (от английского Growl — рычание) — общее название для группы звуковых эффектов исполняемых на саксофоне. Различные виды гроула можно получить с использованием голосовых связок (вокала), «французского язычка» («хррр» — как будто полощете горло), языка (раскатистая «ррррр») и различные сочетания этих способов. В первую очередь стоит тренироваться в способе, при котором рычание достигается одновременным пением и игрой на саксофоне, так как он наиболее универсален и востребован.

На большой громкости (forte), средней атакой звука (detache) извлекаем ноту на саксофоне и одновременно поём ноту на кварту выше или ниже. В дальнейшем с опытом высоту вокальной ноты можно варьировать по вкусу, при этом необходимо избегать унисона. Цель — достичь ровного рычания и устойчивой интонации. Во втором упражнении «Гроул + Вибрато» к исполнению нот с эффектом гроул и добавляется вибрато в среднем темпе, со средней амплитудой. Цель — ровность и стабильность. В третьем упражнении «Гроул репетиция» производится несколько атак звука при помощи языка. Цель — ровность, стабильность звучания и чёткость атаки звука. В четвёртом упражнении попеременно «включаем и выключаем» гроул на звуках большой продолжительности, то есть чередуем чистый и рычащий звук, при этом не прерывая звучания. Цель — ритмическая точность использования эффекта.



 

ОБЕРТОНЫ ОТ НИЖНЕЙ НОТЫ СИ-БЕМОЛЬ (The Obertones of Low Bb). В первом упражнении последовательно переходим с обертона на обертон от ноты Си-бемоль малой октавы. На небольшой громкости (mp), средней атакой звука (detache) с медленным вибрато, амплитуда которого должна быть небольшой. Добиваемся чистого, то есть без призвуков тона, а так же точного попадания на требуемые обертоны. Во втором упражнении на каждом обертоне выполняем репетицию, то есть повторяем несколько атак звука при помощи языка. Постепенно следует добиться выполнения третьего упражнения, в котором поднимаемся на более высокие обертоны.

 

ФРОНТАЛЬНАЯ АППЛИКАТУРА (The Frontal Keys). Следующее упражнение нацелено на владение фронтальной аппликатурой при извлечении нот Ми, Фа и Фа-диез третьей октавы. Исполняем Фа мажорное трезвучие от Фа второй октавы в восходящем движении к Фа третьей октавы, затем обратно, и так несколько раз. Выполняется на небольшой громкости (mp) при движении вверх громкость увеличивается (crescendo), а нота Фа третьей октавы акцентируется, то есть исполняется максимально громко и открыто (forte). Переход с ноты на ноту без участия языка, слитно, без пауз (legato). Чем выше нота, тем быстрее поток выдыхаемого воздуха. На ноту Фа третьей октавы необходимо очень сильно скачкообразно увеличить интенсивность выдоха.

Во второй части упражнения сначала исполняем филированный звук с вибрато на ноте Фа третьей октавы, затем репетицию. Скорость выдоха высокая. После этого переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, исполняем филированный звук с вибрато, репетицию. Далее переходим (legato) с ноты Фа на ноту Ми третьей октавы, возвращаемся на Фа и поднимаемся на Фа-диез третьей октавы, так же исполняем филированный звук с вибрато, репетицию.

 

СУБТОН (The Subtone). В заключительных упражнениях работаем над субтоном. Требуется максимально расслабленный амбюшур, можно даже раздувать щёки. Нижняя губа лежит на самом кончике трости и приглушает его. Глубина прикуса мундштука мимнимальная. При этом необходима большая мощность выдоха, причём, чем ниже нота, тем больше мощность. Спускаемся легато по ступенькам от ноты До-диез до ноты Ми первой октавы и производим медленное и широкое вибрато. Затем вновь спускаемся по ступенькам от ноты До-диез до ноты Ми первой октавы и производим несколько атак языком, то есть делаем репетицию. Далее всё повторяется, но теперь спускаемся последовательно до следующих нот: Ре первой октавы, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы.

 

И ещё одно упражнение на субтон. Производим три атаки звука без помощи языка на ноте До-диез второй октавы, затем переходим (legato) с ноты До-диез на ноту Cи первой октавы и делаем медленное и широкое вибрато, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Cи первой октавы, затем переходим (legato) на ноту Ля первой октавы и делаем медленное и широкое вибрато, производим три атаки звука без помощи языка на ноте Ля первой октавы, затем переходим на Соль первой октавы и делаем медленное и широкое вибрато, и так далее двигаемся вниз по диапазону по следующим нотам: Соль, Фа, Ми, Ре, До первой октавы, Си-бемоль малой октавы.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9