English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 3 • Формула успеха

Существует миф, о том, что для занятий музыкой необходимы какие-то редкие таланты, которые даны далеко не всем. Это совсем не так! Все люди талантливы! Часто приходится слышать: «У меня нет ни слуха, ни голоса...», «Мне медведь на ухо наступил...», «У меня отсутствует чувства ритма» и тому подобное. Всё это отговорки для оправдания собственной трусости и лени, а так же навязанные окружающим обществом негативные стереотипы.

Голос есть у каждого человека, не страдающего немотой. Он у каждого свой, не похожий на другие, отражающий сущность личности. Другое дело, что далеко не всегда он раскрыт, естественен, часто испорчен ложными представлениями об идеале собственного звучания. Ну и, конечно же, всегда есть простор для совершенствования. Владение собственным голосом — вот что можно и нужно развивать. Даже если у вас нет желания петь, красивый, свободный, естественный тембр голоса в разговорной речи способен сделать Вашу жизнь прекраснее.

Если вы способны отличить вопросительную интонацию от восклицательной, одобряющий тон речи от угрожающего, это означает, что слух у вас однозначно есть. Клиническое отсутствие слуха встречается крайне редко, а вот неразвитость музыкального слуха, к сожалению, явление чрезвычайно распространённое. Начинается всё с того, что ребёнку в детстве кто-то из взрослых говорит, что он плохо поёт, и ребёнок стыдится своего пения, замолкает, становится «непоющим». Вследствие этого не происходит развитие умения петь, слабее прогрессирует музыкальный слух, и развивается отсутствие координации слуха и голоса. Музыкальный слух со временем в той или иной степени всё равно развивается, он появляется вследствие того, что человек слушает музыку. Как правило, взрослый человекс отсутствием координации слуха и голоса, просто не умеет в должной степени управлять своим голосовым аппаратом, то есть, он прекрасно слышит, что не попадает в ноты, но не знает, как с этим справиться. К счастью никогда не поздно поработать над своими слабыми сторонами, и победить дискоординацию слуха и голоса можно в любом возрасте. Обучение на любых музыкальных инструментах развивает музыкальный слух, но самые прогрессивные результаты даёт пение. Для тренировки музыкального слуха существует специальная учебная дисциплина, которая называется — сольфеджио (с итальянского Solfeggio — чтение с листа).

Музыкальный слух имеет множество видов и уровней развитости: абсолютный, относительный, мелодический, гармонический, внутренний, предслышание. Абсолютный слух — это способность точно определить и спеть ноту исключительно с помощью внутреннего эталона. Является даром природы, но по-настоящему может быть раскрыт только при занятиях музыкой. Со стороны это кажется чем-то волшебным, однако в практике музыканта доставляет больше неудобств, чем даёт преимуществ. Относительный, мелодический, гармонический виды музыкального слуха — это умение определять характер взаимоотношений между нотами мелодии, между аккордами (многозвучиями), а так же их сочетаниями. Внутренний слух и предслышание — это способность представлять и планировать звучание мысленно. Существует и ещё один вид — цветной слух, при котором человек воображает или видит цветовые зрительные образы, связанные с определёнными созвучиями. Это достаточно редкое явление, которым обладали, например, такие композиторы как Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Оливье Мессиан. Кроме музыкального слуха, как умения различать и воспроизводить звуки различной высоты, всенепременно нужно развивать способность распознавать отдельные тембры (окраски) звука музыкальных инструментов и голосов, выделять их среди общего звучания, но также уметь воспринимать и всю звуковую картину в целом.

Ритм заложен в нас природой. Пульсирует человеческое сердце, да и другие органы тела действуют периодично, циклически, в чётком порядке, продиктованном как внутренними факторами, так и внешними, включая воздействие Луны, Солнца, которые также подчиняются законам ритма. Мы ходим, едим, спим с определённым ритмом, и находиться вне ритмической системы просто невозможно в принципе. Музыкальное чувство ритма, так же как и музыкальный слух можно и нужно развивать. Ритм — самая главная часть организма Музыки. Одна нота и ритм могут создать целостное, наполненное смыслом, прекрасное музыкальное произведение.

Таких случаев чтобы вообще ничего не получалось я не встречал ни разу. Наличие способностей это, конечно, важно, но гораздо важнее желание, трудолюбие и как минимум пятнадцать минут времени посвящённого музыкальным занятиям ежедневно. Просто у кого-то раньше получается, у кого-то позже, но получается в любом случае. Самый главный талант в занятиях музыкой, так же, как и в любом другом деле — трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. При некоторых усилиях даже человек со скромными врождёнными способностями далеко обойдёт талантливого бездельника. Древняя мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий!» Формула успеха проста — нельзя позволять гибнуть своим талантам и каждый день делать всё, что в ваших силах, для движения в направлении мечты и ни в коем случае не позволять себе отклоняться от курса.
 

 

Талант + Работоспособность = Гений

 

 

 

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9