English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 5 • Выбор и приобретение саксофона

Итак, вы решили играть на саксофоне, поэтому кроме желания и свободного времени вам понадобится личный саксофон и некоторые необходимые аксессуары, так что следующие несколько глав посвящены именно вопросу выбора подходящего инструмента и всех необходимых дополнительных компонентов.

Семейство саксофонов состоит из многих видов, таких как: Soprillo, Sopranino, Soprano, Alto, C-Melody, Tenor, Baritone, Bass, Contrabass, Subcontrabass, которые отличаются друг от друга формой, размером и тесситурой, то есть высотой звучания. Однако действительно широко распространёнными из них являются только четыре: сопрано, альт, тенор и баритон. Любую музыку можно исполнить на любом виде саксофона, но по праву самым универсальным считается альт-саксофон, который можно услышать практически во всех стилях и направлениях музыки, за исключением пожалуй R&B (Old) и Rock'n'Roll, стилях в которых традиционно звучит тенор-саксофон. В джазовых ансамблях (Jazz Combo) в дуэте с трубой как правило присутствует или альт-саксофон, или тенор-саксофон. В традиционном составе джаз-оркестра (Big Band) пять саксофонов: два альта, два тенора и баритон. В поп-музыке чаще всего можно встретить альт-саксофон. В рок-музыке в основном альт и тенор саксофоны, но так же нередко используются и баритон-саксофон, и сопрано. Принципы игры на всех видах саксофонов очень схожи, поэтому саксофонисту не слишком сложно переключиться с одного на другой, но у каждого инструмента существует и специфика, с которой придётся освоиться. Как правило основным инструментом саксофониста является альт или тенор, а сопрано или баритон — дополнительные инструменты, которые используются эпизодически или при работе в оркестре, хотя, разумеется, бывают и исключения. Все саксофоны имеют разные характеры, поэтому инструмент должен подходить вам в первую очередь именно по темпераменту!

Начинают обучение с альт или тенор-саксофона, так как для новичка освоение сопрано или баритона связано с несколькими дополнительными трудностями. Первые шаги саксофониста всегда связаны с управлением саксофоном губами, и только в результате долговременных занятий получается научиться управлению дыханием. Так вот из-за того, что у сопрано-саксофона мундштук и трость очень маленькие по размеру, взрослому человеку чрезвычайно трудно им управлять губами, так как требуется чрезвычайно большая точность. Навыков управления дыханием у начинающего ещё нет, а управлять губами очень сложно из-за размеров мундштука, поэтому начинать с саксофона-сопрано взрослому человеку не следует, иначе огромное количество времени будет потрачено впустую на борьбу с проблемами, которых не должно быть в принципе. С детьми другая ситуация, потому что размер челюстей и губ, так же мал, как размер мундштука и трости, поэтому маленьким детям первое время вполне даже можно играть на саксофоне-сопрано, однако когда ребёнок подрастёт настолько, чтобы без особых проблем справляться с альт-саксофоном, стоит немедленно перейти на альт-саксофон. А сопрано можно будет вспомнить только через несколько лет, когда уже появятся в достаточной степени навыки управления саксофоном с помощью дыхания.

Для решения вопроса выбора, какой саксофон вам ближе по духу альт или тенор есть парочка способов — если у вас есть любимый саксофонист, то и саксофон скорее всего вам подойдёт, как у него. Если же у вас нет такого кумира, то можно в Интернете поискать видео по ключевым словам «sax alto» и «sax tenor». Лучше всего посмотреть и послушать как можно большее количество разных саксофонистов и разной музыки, и это наверняка поможет вам определиться с выбором. Вполне возможно, что при более близком знакомстве с саксофоном ваши вкусовые пристрастия несколько поменяются, и у вас возникнет желание перейти например с альт-саксофона на тенор или наоборот. Это вполне можно будет сделать практически в любой момент, так как это не повлечёт особых трудностей в процессе обучения, а только потребует решения организационного и финансового вопросов.

Выбор марки и модели. Очень советую сначала несколько разобраться в этом вопросе: сколько людей — столько и мнений. Если для вас не имеет значения разница между $500 и $5000, то тогда конечно можно смело поехать в ближайший хороший магазин и купить топовую модель одного из самых известных саксофонных брендов (Selmer (Paris), Yamaha, Yanagisawa). Если же средства ограничены разумными пределами, то стоит задать себе несколько вопросов:

 

1 — Новый саксофон или бывший в употреблении?
2 — Бюджет?
3 — Производитель?

 

Новый саксофон имеет несколько приятных свойств: покрытие инструмента в идеальном состоянии, и если его до вас никто из кофра не доставал — он абсолютно чистый, то есть, на нём нет ни пылинки. Из кофра исходит запах фабрики, вся механика в прекрасном состоянии, а в комплекте с саксофоном обычно идёт простой мундштук с лигатурой, стандартный гайтан, набор по уходу за саксофоном, парочка тростей и документы. Однако при покупке в магазине нового саксофона стоит сразу иметь в виду, что максимум через месяц после начала игры, необходимо, чтобы саксофон прошёл повторную регулировку у мастера по ремонту саксофонов, так как новые пробковые прокладки и подушки дадут при эксплуатации усадку, и механика уже не будет работать идеально. Как только саксофон покидает магазин, он переходит в разряд бывших в употреблении и теряет 30-50% от изначальной цены в магазине. Если говорить о крупных и знаменитых компаниях, которые сейчас серийно производят высококлассные саксофоны, то получится своего рода «большая тройка», первое место в которой по праву занимает Selmer Paris (Франция), производящая сейчас три различные профессиональные модели. На втором месте YANAGISAWA (Япония), которая также производит только профессиональные модели, но различные по уровню. И конечно же YAMAHA (Япония), которая занимается производством широкого модельного ряда саксофонов от студенческих до разного уровня профессиональных.

Существует такое мнение, что «золотая эра саксофоностроения» длилась примерно 30 лет, то есть, началась она в середине пятидесятых годов ХХ столетия и закончилась в средине восьмидесятых. Если проанализировать на каких инструментах играет подавляющее большинство знаменитых саксофонистов всего мира, начиная с пятидесятых годов и по настоящее время, то их выбор сам по себе подтверждает эту гипотезу, так как почти все звёзды играют на саксофонах Selmer (Paris) MARK VI, которые производились с 1954 по 1974 год. Особого внимания заслуживают старые американские саксофоны, которые были сделаны настолько качественно и продуманно, что некоторые модели и сейчас способны выполнять роль не только музейного экспоната, а вполне профессионального высококлассного инструмента. Такие легендарные модели саксофонов как KING Super 20, CONN 10M, The Buescher True Tone, а так же The Martin Alto и The Martin Tenor и многие другие вызывают восхищение и своим внешним видом, и своими потрясающими звуками. При этом приходится заметить, что у них по сравнению с современными в разной степени менее удобная механика и в сочетании с современными мундштуками есть вероятность проблем с чистотой интонации.

Цены на новые саксофоны в магазинах Москвы: Selmer Paris (Франция) от $5000 и выше, YANAGISAWA (Япония) от $2800, YAMAHA (Япония) от $1500 (серия Standard производства Малайзии или Китая) и от $2700 (серия Professional производства Японии), P.Mauriat (Тайвань) от $1400, Trevor J. James (Тайвань) от $850, Conn-Selmer (USA) (американская торговая марка производство которой расположено в Китае) от $700 (производства Китая), другие саксофоны производства Китая от $450. Цена бывших в употреблении саксофонов зависит от их технического и косметического состояния. Примерные цены на привлекательные предложения которые мне встречались: Selmer (Paris) от $2500, YANAGISAWA от $1000, YAMAHA от $850, P.Mauriat от $800, Trevor J. James от $500, Conn-Selmer (USA) от $450, другие саксофоны производства Китая от $200, саксофоны произведённые в Чехословакии и ГДР от $200. Если вам предложили дешевле, то это или «волшебный случай, который выпадает один раз на миллион» или вы общаетесь с мошенниками — чудеса, конечно, бывают, но крайне редко.

Цены указаны по состоянию на начало 2012 года, однако достаточно долгое время относительно стабильны. На рынке бывших в употреблении саксофонов существуют сезонные колебания — летом, как правило, цены несколько снижаются. Некоторые магазины и большинство частных торговцев могут доставить вам саксофон с помощью почты или транспортных компаний, поэтому цены в Москве могут служить ориентиром и для других регионов России и ближнего зарубежья.

Для начинающего подойдёт как супер-профессиональный Selmer Paris за $7000, так и китайский «ноу нэйм» за $250, главное чтобы он был в безупречном техническом состоянии. Помните, что и совсем недорогой инструмент может приносить вам радость! Если вы сомневаетесь в своих намерениях насчёт саксофона, то единственно верное решение — купить недорогой, ликвидный инструмент. Саксофон напрокат — идея плохая, так как, скорее всего, он будет в неисправном техническом состоянии, и игра на нём только разочарует. Если не понравится — всегда можно продать. В выборе первого саксофона лучше всего исходить из соотношения цена-качество, ну и конечно иметь в виду ликвидность инструмента. Вдруг вам через пару месяцев захочется перейти с альта на тенор, или наоборот, или приобрести саксофон более высокого класса, или вообще перейти на бальные танцы.

Если новичок будет руководствоваться своими ощущениями от «тестирования» различных моделей саксофонов, то наверняка ошибётся с выбором. Причём в первую очередь из-за внешнего вида, так как непосвящённому кажется что блеск — это самая что ни на есть красота музыкального инструмента. Ещё более магическое воздействие оказывает чёрное покрытие саксофона, а кнопочки, напоминающие по виду отшлифованные полудрагоценные камни, вообще способны затмить разум почти любого страждущего начинающего саксофониста. В дальнейшем, когда студент начнёт обращать внимание на каких саксофонах играют знаменитости, он обнаружит совсем иные эстетические пристрастия, то есть облезлые, покрытые патиной старые саксофоны, окажутся гораздо более привлекательными, чем блестященькие новёхонькие безделушки. Оценить удобство, эргономику клавиатуры с первого раза тоже не получится, здесь необходим некоторый опыт реальной игры на инструменте. Да и само представление о звуке саксофона вырабатывается постепенно и с опытом. Как правило, начинающим саксофонистам нравится тихое и тёмное звучание низких звуков, а высокие и яркие — пугают, в дальнейшем вкусовые пристрастия изменяются кардинально.

Китайские саксофоны не так плохи, как принято думать. Они бывают как совсем некачественные, которые разваливаются при первом прикосновении, так и вполне подходящие для обучения. Нужно очень внимательно осматривать инструмент перед покупкой, и если вы заметите то, что вам не понравится, то есть какую-нибудь «некрасивость», то однозначно — именно этот саксофон не покупайте, а попробуйте следующий, и, возможно, вам повезёт. Однако стоит иметь в виду, что рано или поздно вам захочется играть на более серьёзном инструменте, а при продаже нового купленного в магазине китайского саксофона вы потеряете более половины от первоначальной стоимости.

Покупка старых «демократовских» саксофонов, очень распространённых в СССР (производства Amati (Чехословакия), B&S, Weltklang (ГДР), Luxor (Румыния)), к сожалению зачастую неудачное решение, так как подавляющее большинство таких инструментов сейчас находятся далеко не в лучшем техническом состоянии, а на восстановление у хорошего мастера по ремонту саксофонов придётся потратить сумму больше, чем эти инструменты стоят. Если сложить цену такого инструмента и стоимость ремонта, то получается сумма достаточная для приобретения студенческого саксофона производства Японии, причём в хорошем состоянии. Кроме всего прочего, некоторые «демократовские» инструменты отличаются неудобной конструкцией механики и имеют ещё ряд недостатков. Если же вам встретится в прекрасном техническом состоянии альт или тенор-саксофон Amati Super Classic (Чехословакия) или тенор-саксофон B&S (ГДР), то за приемлемую цену (в пределах $600) эти инструменты будут прекрасным бюджетным выбором.

При выборе первого саксофона не стоит гнаться за словом «Professional» в названии или описании модели инструмента. Профессиональная модель не лучше студенческой, они просто различные, и их конструкция рассчитана для выполнения соответствующих задач. Студенческие саксофоны несколько легче по весу, проще в интонировании и легче в извлечении звука. Разумеется, начинать на дорогой профессиональной модели саксофона не плохо, однако стоит иметь в виду, что ощутить разницу со студенческими моделями вы не сможете не только после года обучения, но даже, вероятно, и через гораздо больший промежуток времени. К тому моменту, когда вы освоитесь, вполне возможно, что саксофону будет требоваться как минимум регулировка у мастера, а, возможно, и не только текущий, но и капитальный ремонт, без чего опять же не удастся прочувствовать всех преимуществ профессионального саксофона в полной мере. И ещё один немаловажный момент, особенно актуальный при выборе первого саксофона для ребёнка — приобретение нового инструмента, более высокого уровня по сравнению с предыдущим, является хорошим стимулом для занятий, так как при этом появляются новые игровые ощущения и желание раскрыть всё богатство звучания профессиональной модели.

Кроме собственно самого саксофона и его комплектующих существуют аксессуары, некоторые из которых иметь просто обязательно. В первую очередь это касается комплекта по уходу за инструментом. Перед тем как убирать саксофон в кофр необходимо вытереть насухо изнутри эску и мундштук специальной протиркой, которая представляет собой небольшую тряпку с «хвостиком» из шнурка, который нужен для продевания сквозь эску или мундштук. Шнурок может быть в некоторой степени упругим за счёт пластиковой вставки, или мягким, но с маленьким грузиком обшитым мягкой тканью, для того чтобы не повредить эску и мундштук изнутри. Для содержания в чистоте саксофона внутри корпуса очень удобно использовать специальный ёршик, который вставляется в саксофон при хранении и имеет на одном конце пробку, которая служит вместо стандартной пробки фиксирующей саксофон в кофре.

Если вы приобрели новый ёршик, перед первым использованием его обязательно постирать с использованием средства для мытья посуды и очень хорошо прополоскать, чтобы плохо закреплённые ворсинки были удалены. Если ёршик не постирать, то ворсинки могут попасть на влажные подушки, приклеиться к ним в месте соприкосновения с колодцем тонального отверстия, и саксофон будет плохо работать. Разумеется в дальнейшем нужно и ёршик и протирку так же содержать в чистоте, то есть время от времени по мере загрязнения стирать и очень хорошо прополаскивать водой и сушить перед началом эксплуатации. Следует помнить, что перед использованием специальных ёршиков для мундштука и эски их, всё равно обязательно нужно насухо вытирать, иначе металлическая основа ёршиков будет ржаветь, и эффект от их применения будет зловредный. Ёршики для мундштука и эски использовать при хранении не обязательно. Наиболее известные производители аксессуаров по уходу за саксофоном: Rico (США), BG France, Leblanc (Франция).

Обязательным аксессуаром является пюпитр. Пюпитр — это напольная подставка для нот, которая может быть складной или стационарной. Стационарные пюпитры хороши в использовании на сцене и в репетиционных классах, однако не очень удобны для переноски, поэтому используются как правило в оркестрах и учебных заведениях. Складные пюпитры транспортировать гораздо легче, но при выборе стоит особое внимание уделить устойчивости, а так же надёжности и долговечности крепёжных элементов.

Если вам предстоит играть по нотам на улице, то в дополнение к пюпитру стоит запастись канцелярскими зажимами для бумаги, которые смогут уберечь ноты от ветра. В России чаще всего можно встретить качественные пюпитры следующих производителей: König & Meyer (Германия), Hercules Stands (Тайвань), Proel (Италия).

Напольная стойка для саксофона — очень удобный и полезный аксессуар, который пригодится в первую очередь при ежедневных занятиях. Если во время одного концертного выступления вы используете несколько инструментов, то обязательно понадобится комбинированная стойка для всех инструментов или отдельная для каждого. Самое главное в напольной стойке для саксофона — это устойчивость и способность надёжно устанавливать инструмент. Разумеется, важно, чтобы стойка не портила покрытие саксофона, имела прочную конструкцию, и была достаточно компактна в сложенном виде. Существуют компактные стойки, которые в сложенном состоянии помещаются в раструб саксофона, однако их стоит использовать с большой осторожностью, так как они недостаточно устойчивы.

Если играете на саксофоне дома и у вас есть маленькие дети или чересчур подвижные домашние животные, напольной стойкой для саксофона лучше не пользоваться, а класть инструмент например на наиболее безопасную полку шкафа. Удобные и надёжные стойки для саксофонов производят такие компании: Hercules Stands (Тайвань), SaxRax stands (Англия), König & Meyer (Германия).

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9