English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 13 • Положение саксофона, рук и корпуса саксофониста

Всё должно быть максимально естественно и непринуждённо! Поставьте ноги на ширину плеч, саксофон висит на гайтане, спина прямая, грудная клетка расправлена, плечи расправлены, руки в расслабленном состоянии висят вдоль тела. Пальцы рук расслаблены и находятся в естественном полусогнутом состоянии. Теперь, сохраняя положения кистей рук относительно предплечья, поднимите руки и поставьте большой палец правой руки на предназначенный для него крючок. Далеко не просовывайте! Под крючком должен оказаться только кончик большого пальца правой руки и в крючок упираемся именно подушечкой пальца. Большой палец левой руки поставьте на предназначенный для него упор. Самый кончик большого пальца левой руки должен слегка нависать над клавишей октавного клапана, для того чтобы в нужный момент можно было нажать или отпустить клавишу, не отрывая при этом подушечку большого пальца левой руки от упора.

Для того чтобы найти правильное положение эски (верхняя часть саксофона, которая вставляется в корпус), слегка наклонитесь вперёд так, чтобы инструмент висел на гайтане прямо перед вами. Не нужно помогать руками саксофону принять правильное положение, он должен свободно висеть на гайтане. Теперь с помощью больших пальцев отведите от себя саксофон прямо перед собой. Вес саксофона должен полностью приходиться на гайтан, большие пальцы должны только отклонять инструмент от корпуса саксофониста. Эску относительно саксофона следует развернуть так, чтобы мундштук был направлен точно на рот. Эту операцию достаточно проделать один раз, и далее выставлять эску, запомнив её правильное положение относительно корпуса саксофона, ориентируясь по соотношению положений штыря октавного клапана, расположенного на корпусе саксофона, и ребра жёсткости эски, которое находится на её тыльной стороне. Горизонтальное положение площадки мундштука, на которую ставятся верхние зубы, выставляется не относительно саксофона, а относительно пола, для того чтобы голова саксофониста была в естественно ровном положении, а не наклонена влево. То есть, площадка мундштука на которую ставим верхние зубы должна быть параллельна поверхности пола помещения.

Вы не должны тянуться к мундштуку! Гайтан должен быть настроен так, чтобы в то время когда голова находится в прямом положении, мундштук саксофона находился прямо под нижней губой. Для того чтобы мундштук занял своё игровое положение, нужно открыть рот, слегка опустить подбородок, наклонив голову вперёд, и приблизить саксофон к себе. При этом ни в коем случае не следует выдвигать голову вперёд, а только лишь немного наклонить её, сохраняя при этом положение относительно позвоночника. Соответственно, не голова двигается к мундштуку, а саксофон придвигается к себе, и мундштук занимает своё положение во рту.

Встаньте прямо. Голова — прямо, подбородок слегка опущен. Саксофон — прямо перед вами, при этом слегка наклонён относительно корпуса — нижняя часть инструмента чуть правее чем верхняя и направлена на правое бедро. На самом начальном этапе обучения саксофон обязательно должен упираться в переднюю часть правого бедра защитой клапана, расположенного с тыльной стороны внизу корпуса саксофона под крючком для большого пальца правой руки (клапан Ре-диез) — это придаст инструменту более устойчивое положение. Большой палец правой руки находится чуть ниже крючка. Кисти рук относительно предплечья — прямо. Когда вы достаточно освоитесь и уровень вашего мастерства будет позволять во время игры естественным образом двигать саксофоном и удалять его от корпуса, вся нагрузка по отклонению должна приходится на сухожилие большого пальца, мышцы которого при этом практически не должны быть задействованы, вес инструмента ни в коем случае не должен приходится на палец. Большой палец левой руки ограничивает движение саксофона и не позволяет ему проткнуть нашу голову насквозь мундштуком. Таким образом большие пальцы рук должны только помогать контролировать положение инструмента.

Нажимать на клавиши саксофона следует подушечками пальцев, то есть кончики пальцев должны находиться точно над клавишами саксофона, пальцы в слегка согнутом положении, что будет для них естественно — кроме того это будет способствовать хорошей подвижности пальцев и позволит не задевать случайно правой рукой трельных клапанов, а левой — клапанов высокого регистра. При игре отрывать пальцы от клавиш саксофона можно, главное вовремя попадать на требуемую клавишу. Избегайте «прогиба» в обратную сторону пальцев в первой фаланге, так как это способствует излишнему напряжению в мышцах и негативно отражается на подвижности и ритмичности движений пальцев.

Для того чтобы при игре сидя исполнительский аппарат действовал не хуже чем при игре стоя, необходимо сидеть на переднем крае стула и ни в коем случае не откидываться на спинку. Корпус саксофониста должен быть в вертикальном положении. Ноги под себя не поджимать, вперёд не вытягивать. Колени — согнуты под углом 90 градусов. Положение устойчивое, саксофон перед собой, всё остальное — как при игре стоя.

Если вы видите что кто-то делает что-то не так, даже если он супермегазвезда саксофонизма, то это вовсе не значит, что так же можно делать учащимся на начальном этапе. Вот когда вы сами обретёте положительную известность в мире саксофона, вот тогда можете играть хоть вниз головой.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9