English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 16 • Язык

При игре на саксофоне одно из назначений языка — произведение начала и окончания звуков. При исполнении некоторых видов штрихов язык работает как своеобразный клапан, то есть блокирует движение трости в нужные моменты и затем освобождает кончик трости, позволяя ему вновь начать вибрировать. При исполнении акцентированного звука после паузы язык может работать как стартёр, то есть вместе с дыханием язык даёт импульс для возникновения звука, как бы отталкиваясь от трости. Окончание звука при помощи языка так же может иметь различный характер. Звук можно как резко «обрубить», так и закончить достаточно мягко с небольшим периодом затухания.

При обычной атаке звука касаться трости следует «спинкой» языка, то есть не самим кончиком, а местом находящимся сразу за ним. Кончика трости следует касаться практически с торца, то есть как бы «обволакивая» кончик трости мягкой поверхностью языка. Для достижения качественной атаки звука не нужно допускать, чтобы большая поверхность языка ударяла по большой поверхности трости, это приводит к атаке напоминающей весьма своеобразный звуковой спецэффект «Slap Tongue», который уместен далеко не во всех видах музыкальных произведений, и чрезмерное злоупотребление таким видом атаки звучит навязчиво и даже раздражающе.

Для атаки звука используются движения языка, напоминающие произнесение согласных «т» и «д» различной твёрдости, причём вернее было бы написать «t» и «d», так как для правильной атаки звука нужны именно движения языка похожие на произнесение именно вариантов этих согласных, которые используются в английском языке, и они действительно достаточно сильно отличаются от русского. При произнесении русских «т» и «д» кончик языка находится у верхних зубов, а в английском варианте для звуков «t» и «d» кончик языка находится у альвеол — бугорков находящихся между верхними передними зубами и передней частью нёба, то есть несколько дальше от зубов и имеет несколько другую форму и напряжённость. Для того чтобы прочувствовать особенность произнесения английской «t», представьте как истинный лондонец произносит фразу: «Cup of tea».

От твёрдости языка зависит характер атаки звука. При произнесении «t» мышцы языка напряжёны, и язык имеет острую форму, атака звука при этом получается твёрдая и чёткая. При сочетании резкого акцента с помощью дыхания и твёрдого языка можно добиться мощной, «взрывной» атаки. И, напротив, для достижения мягкой атаки звука требуется максимально расслабленный язык, который при этом имеет округлённую форму, как при произнесении согласного «d». Причём с опытом можно добиться всего спектра жёсткости атаки, используя напряжение языка той или иной степени. Это чрезвычайно важно при исполнении эстрадной и джазовой музыки, так как в большинстве случаев все звуки исполняются с атакой звука при помощи языка, который во взаимодействии с дыханием помогает расставлять нужные смысловые акценты.

Окончание звука при помощи языка очень часто используется в эстрадной и джазовой музыке. Постоянно встречается резкое окончание звука, при котором язык как бы «затыкает» звук. Для этого нужно напряжённый язык быстро и крепко прижать к торцу кончика трости, это движение напоминает начало произнесения звука «t», но при этом язык не «отдёргивается» от трости, а остаётся прижатым к ней. В зависимости от характера музыкального произведения используется окончание звука различной степени резкости и твёрдости. Если закончить звучание при помощи лёгкого касания кончика трости мягким языком, то можно получить спокойное и достаточно плавное окончание звука, при котором после окончания основного звука останется ещё небольшой период затухания. Для этого язык должен быть расслаблен и его движение напоминает начало произнесения звука «d», но при этом язык так же остаётся прижатым к трости.

В классической и этнической музыке в быстрых темпах для высокоскоростных пассажей исполняющихся штрихом staccato иногда используется так называемая «двойная атака», которая получается за счёт чередования основной атаки «t» и вспомогательной «k». При вспомогательной атаке язык трости не касается, но зато прерывает поток воздуха задней частью, то есть практически основанием языка. Язык совершает движения, как при произнесении «tktktktktktktktk». Существует так же и тройная атака: «tkt tkt tkt tkt».

Можно использовать и вообще такой экзотический приём, при котором язык атакует трость при помощи быстрых движений из стороны в сторону. Причём нечто вообще невообразимое получается если такие движения делать не вправо-влево, а вверх-вниз — таким образом можно добиться вполне убедительного исполнения на саксофоне такого эффекта как Tremolo, то есть быстрого повторения одной и той же ноты.

Язык так же может использоваться как демпфер, то есть язык при этом не останавливает звучание полностью, а лишь приглушает его. Для этого язык лишь слегка касается кончика трости, причём возможно даже только одного края, что позволяет продолжить трости вибрировать. Таким образом, появляется возможность приглушить второстепенные ноты, при этом акценты производятся с помощью освобождения трости, то есть для акцента язык убирается от трости. Этот приём можно услышать в игре музыкантов стиля Bebop.

Для того чтобы освоить артикуляцию, то есть различные комбинации типов начала, соединения и окончания звуков при помощи языка и дыхания, необходимо научиться мыслить используя звукоподражательные слоги. Звуки различной продолжительности с атакой при помощи языка и окончанием без его участия соответствуют таким английским слогам: Doo, Du, Dah, Too, Tu, Tah. C атакой и окончанием при помощи языка: Doon, Den, Dot, Dit. C атакой без участия языка: Foo. При соединении звуков без участия языка: ooh, ah. При окончании звука при помощи языка, переход на который был осуществлён без участия языка: ot, at, it. Фактически это уже является техникой называемой «Scat», которую используют в вокальной импровизации.

Артикуляция музыкальных фраз может выглядеть, например, таким образом:

 

«Doo-dit, Doo-dit, Doo-dit»,
«Doo-den-Doo-dit»,
«Doo-den-Doo-Dah»,
«Dah-Doo-Dit, Dah»,
«Doo-den-Doo-den-Doo-Dit, Dit»,
«Doo-Dit, Dot, Dot, Den-Doo-Dit, Dah»,
«Doo-Dot, Doo-Dot»,
«Doo-Doo-Doo-Doo-Doo-Doo-Dah»,
«Doo-Doo-Doo-Dah-Doo-Doo-Dah-Doo-Doo-Dit, Dah»,
«Doo-Doo-ooh-Doo-ooh-Doo-ooh-Doo-at»
и тому подобные сочетания звукоподражательных слогов.

 

 

При игре на саксофоне язык имеет ещё одну чрезвычайно важную роль — изменение внутренней архитектуры полости рта, что необходимо для контроля над потоком воздуха посылаемого в мундштук. Изменение положения и формы языка непосредственно влияет на скорость и направление воздушного потока, и, как следствие, на его мощность. При этом язык действует в паре с мягким нёбом, которое также принимает самое активное участие в управлении этими процессами.

Язык и мягкое нёбо способны практически мгновенно переключаться во всевозможные конфигурации, которые соответствуют каждой конкретной ноте с каждой определённой громкостью. Для сохранения высоты звука при плавном изменении громкости на продолжительном звуке язык выполняет компенсаторную функцию, то есть при изменении громкости язык плавно трансформирует конфигурацию полости рта. При помощи колебательных движений языка и мягкого нёба осуществляется вибрато. При игре на саксофоне эти процессы конторолируются посредством жевательных движений нижней челюсти.

Все эти процессы можно изучить наглядно в видео-ролике, который опубликован в сети Интернет. В ходе эксперимента музыкант-духовик был помещён в аппарат магнитно-резонансной томографии. Он исполнил характерные упражнения на звук при помощи мундштука, соединённого пластиковой трубкой с натуральной валторной. На изображении прекрасно видно как соотносятся положения языка и мягкого нёба со звучанием валторны. Этот принцип верен для всех духовых музыкальных инструментов. Видео-ролик не сможет стать прямым руководством к действию, так как управлять этими процессами непосредственно с помощью сознания очень сложно и малоэффективно. Однако он может являться вспомогательным образом для освоения комплекса специальных упражнений на развитие способности управления звуком саксофона.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9