English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 18 • Проблемные ноты на саксофоне

На первых порах некоторые ноты на саксофоне при звукоизвлечении требуют особого внимания. Обусловлено это техническими особенностями конструкции саксофона. В первую очередь у начинающих вызывают трудности ноты Ре, Соль и Соль-диез второй октавы.

При извлечении ноты Ре первой и второй октавы окончание звучащего воздушного столба находится в самом низу саксофона, как раз в месте изгиба корпуса инструмента. Стенка корпуса саксофона, в которую «упирается» звучащий воздушный столб, в данном случае работает как акустическое зеркало, и отражённые звуковые волны в некоторой степени противодействуют звучанию самого воздушного столба, приглушая его. Поэтому нота Ре звучит несколько более тускло и тихо. Соответственно для качественного звучания ноты Ре необходимо добавить мощности выдоха, для того чтобы компенсировать недостаток громкости. Однако начинающий обычно пытается «выдавить звук» не дыханием, а губами. Это не только негативно отражается на интонации и тембре звука, а ко всему прочему ещё и усугубляет проблему. А так же зачастую провоцирует неконтролируемый переход в первой октаве на Ре второй октавы, а во второй октаве на второй обертон от ноты Ре, то есть вместо желаемой ноты Ре второй октавы случайно получается Ля второй октавы.

Стоит отдельно потренировать переход на ноту Ре второй октавы с нот первой октавы и обратно штрихом legato. При этом на начальном этапе можно утрированно приоткрывать челюсть и добавлять мощности выдоха на ноту Ре второй октавы. Попытки решить эту проблему не при помощи управления дыханием, а посредством применения альтернативной аппликатуры всенепременно заведут вас в тупик. Если же вы попытаетесь исправить ситуацию нарушением стандартной регулировки инструмента, то есть изменением высоты открытия клапанов или уменьшением диаметра тональных отверстий с помощью вклейки посторонних вставок, у вас расползётся интонация и тембр не только корректируемой ноты, но и многих соседних, что также не сулит ничего хорошего в прогрессе вашего мастерства игры на саксофоне.

Трудности с извлечением ноты Соль второй октавы и в некоторой степени с нотой Соль-диез второй октавы вызваны тем, что клапаны соответствующие этим нотам расположены на самом краю зоны действия октавного клапана, предназначенного для диапазона нот от Ре до Соль-диез второй октавы. На нотах Соль и Соль-диез октавный клапан расположен слишком далеко от центра звучащего воздушного столба, что сильно ослабляет его действие. Проблема решается с помощью увеличения скорости потока воздуха, а так же изменения его направления. Однако новички не в состоянии адекватно управлять дыханием, поэтому первое время достигают более-менее приличного звучания нот Соль и Соль-диез второй октавы, увеличивая давление губами на трость. С опытом управление переходит с губ на дыхание, и вопрос решается сам собой.

Эффективное упражнение на первоначальном этапе – любые гаммы при исполнении которых в восходящем движении производится увеличение громкости звука — crescendo, причём сначала штрихом legato, то есть плавно соединяя звуки без помощи языка, а затем и detache, то есть отделяя каждый звук посредством твёрдой атаки языком, но пауз между нотами при этом не должно быть. Ещё лучше помогают справиться с этой проблемой упражнения на обертоны, при которых звуки второй октавы извлекаются без использования октавного клапана, то есть только за счёт управления с помощью дыхания — изменения направления и скорости воздушного потока воздействующего на трость. Однако упражнения на обертоны требуют наличия некоторых навыков управления дыханием, соответственно не получатся у начинающих саксофонистов.

Так же некоторые трудности вызывают ноты До-диез второй октавы и Си малой октавы. При извлечении ноты До-диез второй октавы необходимо особое внимание уделить интонации. Си малой октавы звучит несколько более приглушённо по сравнению с соседними нотами, поэтому требует более мощного выдоха.

До понимания этих и некоторых других проблем с извлечением некоторых нот молодому саксофонисту нужно ещё дорасти и набраться опыта. Когда же он будет способен заметить их, скорее всего, сможет уже разобраться с этими задачами самостоятельно, поэтому я не буду описывать эти проблемы и пути их решения.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9