English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 22 • Гроул

Общее название для всех эффектов «рычание» на саксофоне — Growl [гроул] — дословный перевод «рычать». «Рычание» на саксофоне может достигаться несколькими способами и их сочетаниями, все они имеют различную тембральную окраску и предназначение.

1. С помощью голосовых связок, то есть одновременно петь, точнее, гудеть и играть, причём от высоты вокальной ноты зависит окраска эффекта;

2. Несколько способов с помощью гортани;

3. При помощи движений нёбного язычка, который так же называют «французский язычок» или «висюлька» при входе в горло;

4. Посредством языка, то есть выполняется при помощи произнесения раскатистой «р», причём от твёрдого или мягкого характера «р» зависит окраска эффекта. Этот приём имеет специальное отдельное название: «Frullato»;

5. Ещё один экзотический вариант с помощью языка — при исполнении раскатистой «р-р-р» язык прокатывается по нёбу по направлению от заднего нёба к зубам.

При игре на саксофоне наиболее востребован гроул с помощью голосовых связок, так как этот эффект наиболее гибок в управлении и имеет разнообразные варианты звучания, подходящие для тех или иных художественных целей. Освоить его можно в несколько этапов:

1. Играете ноту Ре второй октавы на саксофоне, а затем поёте эту же ноту без саксофона.

2. Нажимаете на саксофоне аппликатуру ноты Ля первой октавы, и, используя саксофон как рупор, поёте гласный звук «У» на ноте Ре, желательно второй октавы (здесь и далее по написанию для саксофона). То есть нота которую вы поёте и нота которую будете извлекать из саксофона не должны совпадать. Кварта звучит хорошо. В дальнейшем интервал можно будет выбирать в зависимости от желаемого звучания или петь любую случайную ноту, лишь бы она не совпадала с нотой звучащей на саксофоне, так как при совпадении эффект резонанса будет мешать звучанию саксофона.

3. Без саксофона поёте гласный звук «У» на ноте Ре второй октавы, сложив губы «в трубочку», как для художественного свиста, и переходите с пения на гудение. Для того чтобы контролировать происходящее, поставьте перед ртом ладонь руки. При пении струя выдыхаемого воздуха практически не ощущается, при переходе на гудение вы должны почувствовать струю воздуха бьющую в ладонь. Нота, издаваемая голосом при этом не должна меняться. Звук голоса должен быть чистым и спокойным без каких-либо тенденций к рычанию.

4. Теперь вновь нажимаете на саксофоне аппликатуру ноты Ля первой октавы, и поёте гласный звук «У» на ноте Ре второй октавы. Переходите с пения на гудение, используя саксофон, как рупор. Собственно вот именно сейчас саксофон и должен зарычать, однако скорее всего эффект рычания сразу пропадёт, так как голосовые связки автоматически отключатся. Для того чтобы этого не происходило, необходимо сконцентрировать всё своё внимание на вашем поющем голосе и слушать только его, а не саксофон. Протянуть таким образом несколько продолжительных рычащих звуков, стараясь запомнить свои ощущения в голосовом аппарате.

5. Настало время двинуться по диапазону саксофона сначала вниз, а затем и вверх. Поём — гудим в саксофон и переходим легато (без участия языка) вниз по нотам первой октавы: Соль, Фа, Ми и Ре, затем возвращаемся по тем же нотам к ноте Ля, и продолжаем движение вверх по нотам: Си первой октавы и далее по нотам второй октавы — До-диез, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и, наконец, по нотам третьей октавы До-диез и Ре. Всё это играем на одном дыхании не прерывая звучания саксофона и не переставая петь. На высоту звука, который вы поёте в это время, обращать внимания не нужно, главное чтобы голос просто не отключался.

6. Опять двигаемся по диапазону саксофона, но теперь при переходе с ноты на ноту производим атаку языком, произнося последовательно слоги «Doo-Doo-Doo-Doo-Doo» и так далее.

7. Теперь можно попробовать сразу начать играть с гроулом, без предварительного использования саксофона в качестве рупора. То есть, одновременно делаем атаку звука языком произнося слог «Doo» и извлекаем ноту из саксофона не переставая петь.

8. Играем на саксофоне несложные мелодии полностью с эффектом гроул и атакой звука языком.

С опытом вы сможете дозировать эффект гроул в зависимости от художественного контекста произведения, изменяя его характер с помощью различных сочетаний звуковысотности нот, пропеваемых голосом, и звуков саксофона, а так же, используя его не только на протяжении всего произведения целиком, но и исключительно на некоторые музыкальные фразы и даже на отдельные ноты для придания им особого экспрессивного акцента.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9