English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 23 • Глиссандо

Глиссандо (итальянское glissando от французского glisser — скользить) — это звуковой эффект, при котором плавно изменяется звуковысотность. Глиссандо бывает: восходящее и нисходящее, длинное и короткое, быстрое и медленное, соединяющее две ноты или с окончанием, растворяющемся в тишине.

По способу исполнения глиссандо на саксофоне можно разделить на: челюстное (дыханием), пальцевое и комбинированное.

Наиболее часто в эстрадно-джазовой музыке используется короткое восходящее глиссандо к ноте, которое имеет сленговое название «подъезд», то есть начинается звук несколько ниже и затем достаточно быстро и плавно переходит собственно в ноту к которой производили глиссандо.

Исполняется следующим образом: начинается извлечение звука с приоткрытой челюстью, затем челюсть закрывается и «дотягивает» высоту звука до конечной ноты, в этом процессе так же участвует мягкое нёбо, которое изменяет направление потока воздуха и позволяет при необходимости увеличить диапазон звуковысотности глиссандо. Такой вид глиссандо нередко сочетается с восходящим коротким форшлагом, что так же несколько увеличивает диапазон. Этим приёмом стоит пользоваться крайне осторожно и максимально себя сдерживать, так как эффект довольно таки яркий, и есть большая опасность переступить черту пошлости.

Второй по частоте использования в эстрадно-джазовой музыке вид — это быстрое длинное нисходящее глиссандо от ноты и с окончанием, растворяющемся в тишине, так называемый «сброс». Исполняется в первую очередь с помощью пальцев. Основной принцип — пальцы должны двигаться ритмично, но плавно, постепенно закрывая клапаны. Второй принцип — движения унифицированы и не зависят от тональности и лада, то есть если исполняется быстрое длинное глиссандо от ноты До-диез второй октавы, то пальцы прокатываются веером по клапанам — C#, B, A, G, F, E, D, low C, low Bb.

Что касается дыхания, то оно в данном случае работает следующим образом: нота, от которой производится глиссандо, играется на мощном выдохе, затем дыхание «бросается», то есть мышцы пресса «расслабляются», и собственно само глиссандо исполняется на «инерционном», остаточном выдохе — всё это напоминает короткий вздох. Однако не стоит забывать, что это всего лишь образ, то есть для того, чтобы глиссандо всё таки прозвучало, в саксофон нужно в разной степени дуть на всём протяжении «сброса».

Последовательность движения пальцев неизменна, только, разумеется, начинается с требуемой ноты, то есть, например, если играем глиссандо от ноты Фа, то пробегаем по клапанам — F, E, D, low C, low Bb. Если же с ноты Фа-диез, то так — F#, E, D, low C, low Bb.

 

Для того чтобы получить действительно качественное нисходящее глиссандо от ноты Ми первой октавы и ниже, придётся исполнять глиссандо с помощью хроматической гаммы, для чего необходимо отдельно поработать над точностью движений мизинцев.

 

При быстром длинном нисходящем глиссандо от нот Ре, Ми-бемоль и Ми второй октавы так же стоит пробегаться пальцами по клавиатуре до нижнего Си-бемоля. Причём самое начало глиссандо от ноты Ми второй октавы лучше начинать с хроматизма, и далее «бросить» все клапаны и перейти в первую октаву на стандартную последовательность клапанов C#, B, A, G, F, E, D, low C, low Bb.

 

Во второй октаве начиная с ноты Фа и выше играется всё тоже самое, что и в первой октаве, включая клапаны нижней До и нижнего Си-бемоля, но только с октавным клапаном. Если же очень хочется всех поразить и восхитить сверхдлинным и быстрым нисходящим глиссандо из второй октавы, то можно сначала пробежаться во второй октаве до клапана D, а затем прокатиться по всем клапанам первой октавы и закончить на нижнем Си-бемоле. Например, для глиссандо от ноты Си-бемоль второй октавы пальцы двигаются сначала с октавным клапаном по Bb, A, G, F, E, D, а затем бросаем все клавиши и уже без октавного клапана прокатываемся по C#, B, A, G, F, E, D, low C, low Bb — в итоге получаем эффектное быстрое нисходящее глиссандо c диапазоном в две октавы.

 

От ноты Си второй октавы, а так же от нот До, До-диез и Ре третьей октавы исполняем глиссандо по тому же принципу, то есть пробегаемся по нужному ряду нот C#, B, A, G, F, E, D, low C, low Bb с использованием октавного клапана. Если в музыкальном контексте уместно глиссандо с диапазоном в более чем две октавы его тоже можно использовать.

 

Глиссандо от ноты Ми-бемоль третьей октавы и выше с использованием боковых клапанов нужно начинать с хроматической гаммы, а затем продолжать также по звукоряду C#, B, A, G, F, E, D, low C, low Bb с использованием октавного клапана. При исполнении глиссандо от нот Ми, Фа, Фа-диез третьей октавы, извлечённых фронтальной аппликатурой лучше начинать глиссандо при помощи дыхания, то есть брать ноту фронтальной аппликатурой, понижать её, приоткрывая нижнюю челюсть, далее продолжить «сброс» по клавиатуре C#, B, A, G, F, E, D, low C, low Bb с использованием октавного клапана. Глиссандо протяжённостью более двух с половиной октав можно исполнять в уместных случаях.

 

Все виды медленного глиссандо исполняются по хроматической гамме, причём в зависимости от художественного контекста и вкуса исполнителя пальцы могут работать чётко, обозначая все ступени хроматической гаммы, или плавно, постепенно закрывая клапаны, тем самым сглаживая переходы между полутонами.
Короткое восходящее глиссандо с окончанием, растворяющемся в тишине, исполняется по хроматической гамме, пальцы работают плавно, постепенно открывая клапаны, дыхание же ослабляется и звук затухает.

Глиссандо, соединяющее два звука (connection gliss), в большинстве случаев лучше исполнять по хроматической гамме, при этом основное внимание нужно уделить собственно не самому глиссандо, а начальной и конечной ноте, иначе велика вероятность искажения смысла музыкальной фразы. Не стоит забывать, что глиссандо — это одно из украшений музыкального языка и в большинстве случаев не несёт в себе смысловой нагрузки.

Рассмотрим ещё один чрезвычайно эффектный вид глиссандо — «Глиссандо в стратосферу» (Stratospheric saxophone glissando) — это длинное восходящее глиссандо от любой ноты нижнего регистра и до любой ноты регистра «альтиссимо». Мы начинаем движение по хроматизму от какой-либо ноты из нижнего регистра, доходим до ноты Ля второй октавы, затем нажимаем аппликатуру Ре-диез второй октавы, но при этом извлекаем второй обертон, таким образом, получаем Ля-диез второй октавы и продолжаем двигаться вверх по хроматической гамме, при этом извлекая из каждой аппликатуры второй обертон, доходим по аппликатуре до ноты До-диез третьей октавы, при этом по звучанию мы достигнем ноты Соль-диез третьей октавы, теперь переходим к аппликатуре регистра «альтиссимо» и исполняем ноту Ля третьей октавы.

 

Если вам всё ещё недостаточно, и есть желание подняться ещё выше, то можно таким же способом исполнять глиссандо и до любой другой ноты выше Ля четвёртой октавы. Для этого сразу после аппликатуры ноты До-диез третьей октавы, которая даёт звучание ноты Соль-диез третьей октавы, следует нажать аппликатуру конечной ноты, например Ре четвёртой октавы и дотянуть до неё глиссандо, используя изменение направления воздушного потока при помощи мягкого нёба и языка, как будто произнося слог «ууУииИ».

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9