English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•

 
         
 

 
     
 

ЧАСТЬ IV • НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
И ПРАКТИКИ

Глава 26 • Организация занятий

Единственно верной конечной целью любого действа может являться только достижение Счастья. Никогда не стоит планировать предел своего развития. Если у вас есть идея научиться играть на музыкальном инструменте «только для себя», «чисто на любительском уровне» или «выучить не более пары песенок», то лучше не браться за музыку совсем, а потратить свободное время, например, на физкультуру на свежем воздухе, пользы и удовольствия это принесёт однозначно больше. Любым делом нужно заниматься или «по полной программе», или вообще никак — только такой подход способен привести хоть к каким-то положительным результатам.

Действительно хорошее и искреннее исполнение простой и лаконичной музыки требует чрезвычайной технической точности, множества специальных навыков, и по-настоящему глубоких познаний в области музыкальной науки. Музыкальные занятия — такая же игрушка как и любая другая, то есть за каждым уровнем вашего развития следует следующий, более высокий, более сложный, и, конечно же, ещё более интересный и увлекательный. Играйте ради самой игры, приносите своей игрой радость людям, воплощайте свою творческую натуру в реальность — в этом и есть главное удовольствие от музыкальных занятий. Занятия музыкой — это творческий путь. Человек отличается от других существ в первую очередь тем, что способен творить, и стремится реализовать это. Предела совершенству нет.

В первую очередь для успешного обучения игре на саксофоне вам понадобится самодисциплина и наличие свободного времени. Если саксофон является вашим увлечением, которым вы можете позволить себе заниматься в незаполненное работой или учёбой время, то наиболее оптимальным будет такое расписание: встречаться на уроке с преподавателем один раз в неделю, а остальные дни играть самостоятельно, отрабатывая и закрепляя пройденный материал.

Гораздо больше толку будет, если заниматься каждый день по пятнадцать минут, чем раз в неделю три часа. Всегда стоит помнить древнюю мудрость: «Repetitio est mater studiorum», что означает «Повторение — мать учения». Для того чтобы получить любой навык, необходимо не просто большое количество повторов, а повторов именно достаточно частых и регулярных, причём разумных, то есть вдумчивых и с постановкой определённой задачи. Интеллектуальное и систематичное количество всенепременно постепенно совершит переход в позитивное качество.

Саксофон не является музыкальным инструментом с фиксированным строем, то есть для точного попадания в ноты необходимо развивать музыкальный слух, а наилучший для этого способ — это занятия сольфеджио, то есть в самом простом понимании — пение по нотам. Кроме занятий на саксофоне и сольфеджио стоит хотя бы на элементарном уровне освоить исполнение простого аккомпанемента, то есть сопровождения мелодии, по буквенно-цифровым обозначениям аккордов на фортепиано, а так же простых ритмов на ударной установке, так как это способно принести неоценимый вклад в развитие вашей музыкальности, да и вообще понимание устройства музыки. Для учащихся начальных, средних и высших музыкальных учебных заведений освоение фортепиано и ударной установки является необходимым и должно быть обязательным. Кроме игры на музыкальных инструментах и сольфеджио чрезвычайно полезно изучать различную литературу по теории и истории музыки, так как это оказывает крайне позитивное влияние на исполнительство. Самой важной и необходимой составляющей музыкального учебного процесса является прослушивание музыки, причём не только в качестве фона к повседневным делам, а именно целенаправленное слушание, во время которого нужно внимательно анализировать не только все составляющие музыкального языка, но и их взаимосвязь с музыкально-художественным образом произведения.

Существует безмерно вредоносный миф, гласящий, что многие знаменитые джазовые, рок и поп музыканты были безграмотны, но это не является объективной реальностью. Этот миф создан музыкальными продюсерами для того, чтобы создать у публики образ артиста — «парня из соседнего двора», то есть создать иллюзию близости, то есть ложную видимость того, что у каждого есть возможность также легко стать «звездой». Не стоит забывать, что этот миф создан для публики и шоу-бизнеса, а не для начинающих музыкантов.

Малограмотный музыкант в лучшем случае способен вымучить только нечто тривиальное и неполноценное. Тем более не стоит обманываться, если вы поклонник лаконичности и минимализма, так как для создания простого и прекрасного просто необходимо иметь чрезвычайно глубокие познания предмета.

Из-за легенд о «простоте» многим знаменитым музыкантам до сих пор приходится скрывать действительный уровень своего образования. Но если настойчиво поинтересоваться, то можно обнаружить, что некоторые «самоучки, незнающие нот» имеют диплом королевской консерватории или знаменитого джазового колледжа, а так же многие годы занимались самообразованием и поэтому являются серьёзными специалистами вследствие чего их сейчас приглашают в качестве профессоров в высшие музыкальные учебные заведения. И даже в те времена, когда эстрадно-джазового образования ещё практически не было, большие и глубокие музыканты получались только из тех, кто серьёзно занимался самообразованием, учился у своих коллег-музыкантов, проводил собственную исследовательскую работу в области теории музыки.

Заниматься игрой на саксофоне лучше всего в достаточно просторном, светлом помещении. Очень полезно играть перед большим зеркалом, в котором вы будете видеть себя в полный рост. Кроме удовольствия от самолюбования своим геройским видом с саксофоном, это поможет контролировать положение и работу исполнительского аппарата. Если ваш дом расположен не в лесу, окна и двери во время игры на саксофоне лучше держать закрытыми, так как в противном случае вынужденно наслаждаться издаваемыми вами звуками будет не только весь дом, но и весь район, что, скорее всего, понравится далеко не всем его обитателям. Для комфортной игры необходимо делать перерывы на проветривание. Будут совсем не лишними комнатные растения с большими листьями, которые помогут оздоровлению атмосферы в помещении. И конечно же, просто необходим вентилятор, хотя кондиционер в таком случае помогает ещё лучше. Если вы живёте в многоквартирном доме, и занимаетесь игрой на саксофоне дома, то так или иначе придётся соблюдать элементарные правила мирного сосуществования с соседями. В первую очередь это касается ночного и утреннего времени, то есть в жилом доме с 22:00 вечера до 10:00 утра на саксофоне играть категорически не стоит. Причём в выходные и праздничные дни лучше немного потерпеть, и не шуметь по крайней мере до 11:00 утра. Если у ваших соседей есть маленькие дети, то стоит узнать у них в какое время ребёнок спит днём, и договориться о том, в какое время вы будете играть — это позволит избежать конфликтов. Научитесь играть тихо — это нужно не только для того, чтобы не беспокоить окружающих. Умение извлекать полноценный звук на маленькой громкости обязательно пригодится в концертных выступлениях.

Играйте на саксофоне столько, сколько можете себе позволить. То есть в свободное от работы и домашних забот время, когда у вас возникает желание поиграть, и всё будет происходить так, как должно быть. Только не доводите губы до усталости — с уставшими губами будете искать новые способы игры и все они будут неправильные. Первое время хорошо заниматься недолго, но часто. То есть если вы приходите с работы скажем в 20:00, то сразу, не переодеваясь, возьмите и поиграйте 15 минут упражнения на звук и гаммы, потом отдыхайте, затем примерно в 21:00 поиграйте ещё минут 15-20, но теперь уже музыкальные произведения и импровизацию. Вот и получится, что вы будете играть по крайней мере 30-35 минут в день, и даже соседи будут довольны. В выходные дни, если конечно найдётся свободное время, можно уделить внимания саксофону побольше, но опять же, распределите 5-6 коротких занятий по 15-20 минут в течение всего дня, и наберётся уже целый час, а возможно и более. Прогресс однозначно будет.

В перерывах между частыми занятиями очень удобно пользоваться напольной стойкой для саксофона. Её может заменить полка в шкафу размера, достаточного для размещения саксофона в собранном состоянии. И конечно же, приятно иметь большую комнату для занятий. Поставить саксофон в уголок на стойку в готовом к игре состоянии, и как только возникает желание — сразу раз... и подуть в него немного минут тридцать например, а потом опять заняться всяческими делами, а потом, как опять взгляд упадёт на саксофон и появится мысль: «а не сыграть ли мне сейчас... гаммочку Соль-мажор квартами например» — взять саксофон и опять поиграть немного. Так можно и из жизни не выпадать, и время занятий легко и непринуждённо довести до 3-4-5-6-8 часов в день, при этом не перенапрягая исполнительский аппарат и слух.

Когда предполагается большой перерыв, обязательно убирайте инструмент в кофр, так он гораздо дольше будет в хорошей игровой кондиции и вам не придётся нести его к мастеру. И ни в коем случае не оставляйте саксофон возле отопительных приборов или на открытом солнце — очень быстро высыхают подушки и саксофон перестаёт нормально работать.

Ежедневное занятие должно состоять из трёх составляющих:

 

1. Работа над звуком (выдержанные,
    филированные звуки и другие упражнения).
2. Технический материал (гаммы, аккорды, секвенции
    и так далее).
3. Художественный материал (этюды, пьесы,
  
 импровизация).

 

 

Время стоит распределять в следующем соотношении — половина на работу над звуком и технический материал, половина на художественный материал. Минимальное полноценное занятие, которое с опытом вполне возможно уместить примерно в 60 минут, может проходить в такой последовательности и состоять из следующих элементов:

 

1. Минимальный комплекс ежедневных упражнений по работе над звуком: «самолётик», «коровушка», «ступеньки и челноки», «водопады».

2. Минимальный комплекс ежедневных упражнений на хроматическую гамму:

 

• отдельно правая рука (от Соль первой октавы вниз до Ре первой октавы и обратно 2 раза по 2*),
• отдельно левая рука (от До-диеза второй октавы вниз до Соль первой октавы и обратно 2 раза по 2*),
• верхний регистр при помощи боковых клапанов (от До-диеза третьей октавы вверх до Фа-диеза третьей октавы и обратно 2 раза по 2*),
• нижний регистр (от Ре первой октавы вниз до Си-бемоля малой октавы и обратно 2 раза по 2*),
• соединяем весь рабочий диапазон (от Си-бемоля малой октавы вверх до Фа-диеза третьей октавы и обратно 2 раза по 2*).

3. Один вид гаммы или лада (в прямом виде или один вид арпеджио) по одному разу
во всех двенадцати тональностях по квартовому кругу** (круг повторить 2 раза).
4. Минимальный перечень гамм (по одной тональности в день***):

 

• натуральный мажор (минимум 5 раз подряд),
• натуральный минор (минимум 5 раз подряд).

5. Минорные и мажорные блюзовые лады (по одной тональности в день***):

 

• мажорный блюзовый лад (минимум 5 раз подряд),
• минорный блюзовый лад (минимум 5 раз подряд).

6. Импровизация.

7. Чтение с листа и работа над этюдами и пьесами.

 

 

  * 2 раза восьмые ноты со свингом и 2 раза ровные восьмые длительности нот. Легато.

 ** При игре по квартовому кругу ставим цель — быстро и безошибочно переключаться между тональностями.

*** По одной тональности в день — это значит, что играем перечисленные гаммы и лады от одной тоники, то есть от одной ноты. Например, от ноты До: натуральный До мажор, натуральный До минор, До мажорный блюзовый лад, До минорный блюзовый лад.

Рецепт «Чем заняться ночью, когда мысли о саксофоне не дают уснуть». Включаете какой-нибудь увлекательный художественный фильм, берёте саксофон без эски и мундштука и удобно устраиваетесь на диване перед экраном телевизора (компьютера). В положении полулёжа, в обнимку с саксофоном, играете беззвучно только пальцами гаммы (аккорды, лады, различные арпеджио) и внимательно следите за сюжетом фильма. Торопиться никуда не стоит. Каждое упражнение повторяете по много-много раз. Сначала медленно и вдумчиво, ни в коем случае не допуская ошибок. Затем всё быстрее, по мере того, как пальцы начинают выполнять необходимые комбинации движений со всё большим автоматизмом. Пальцы работают чётко, ударяют по клапанам и бросают их с характерным стуком механики саксофона, причём на слух вполне различимы многие звуки, соответствующие звуковысотности нот исполняемых аппликатурных комбинаций. И всё это всенепременно точно ритмически! И вкусно и полезно.

Стоит отметить, что это упражнение позволяет прогрессировать не только технике пальцев. Кроме моторных навыков и памяти развиваются чрезвычайно важные для каждого музыканта способности — предслышание и внутренний слух, то есть умение представлять звучание мысленно. Особое значение эти возможности имеют для музыканта-импровизатора. И что самое замечательное, подобного рода упражнения можно делать без саксофона и в любом месте, в любое время. Например, если вы едете в общественном транспорте, можно взяться за вертикальный поручень, представить мысленно клавиатуру саксофона, и довольно занимательно и с пользой провести своё свободное время в пути. Точно также не возбраняется использовать руль личного автомобиля во время ожидания в дорожных пробках в часы пик. Можно обойтись и без помощи каких-либо предметов, а просто положить руки на колени и шевелить пальцами, точно также представив клавиши инструмента. Возможно окружающие сочтут вас за чудаковатого оригинала, но, на мой взгляд, это скорее будет являться безмолвным комплиментом в ваш адрес.

Биоритмы так же имеют достаточно важное значение в составлении расписания ежедневных занятий. На протяжении всего дня существуют различные периоды интеллектуальной и физической активности. Просыпаться мозг начинает примерно в 8 утра. Пик утренней активности приходится на промежуток с 10 до 12 часов, затем следует спад, в течение которого очень стоит пообедать в промежутке с 12:00 до 13:00, так как в это время вне зависимости от того, принимали вы пищу или нет, выделяется большое количество желудочного сока, и если вы не поедите, это со временем непременно приведёт к серьёзным заболеваниям. Далее можно расслабиться и отдохнуть, в крайнем случае, заняться рутинной или физической работой, так как с 13:00 и до 16:00 мозг впадает в состояние спячки, и как бы вы не напрягали свои думательные мышцы, ничего путного родить не удастся, и все усилия будут практически напрасны. Затем мозг снова начинает просыпаться и примерно к 17:00 снова способен на работу. Но не стоит особенно торопиться, и примерно в 17:30 неплохо бы снова поесть. Это поможет не обжираться на ночь, что вредно не только с точки зрения красоты фигуры и физического здоровья, но и гарантирует кошмарные сны ночью, да и сон будет некрепким и принесёт гораздо меньше отдыха. Пик вечерней интеллектуальной и физической активности длится с 19:00 до 21:00, после чего снова наступает постепенный спад. Тут неплохо бы уследить за тем моментом, когда интереснейшее и увлекательнейшее интеллектуальное движение мыслей превратится в занятие, которое, откровенно говоря, называется «тупить в монитор». Как только это время настало, значит пришла пора на сон грядущий посмотреть, например, какую-нибудь глупую, весёлую и лёгкую комедию, не требующую ни умственных, ни моральных усилий. Далее должен следовать здоровый и отдыхательный сон, который позволит не только восстановить силы организму, но просто необходим для того, чтобы мозг переработал и упорядочил всю попавшую в него за день информацию. Использование знаний о биоритмах позволяет более эргономично распределять ваше время.

 

Минимальный комплекс ежедневных упражнений
по работе над звуком:

 

Минимальный комплекс ежедневных
упражнений на хроматическую гамму:

 

Минимальный перечень гамм (по одной тональности в день):

 

Минорные и мажорные блюзовые лады
(по одной тональности в день):

 

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9