Глава 31 • Счёт пауз и
вступление
Паузы длительностью в
несколько тактов могут встретиться как в
начале, так и в любом месте на протяжении
музыкального произведения. Как же вступить
вовремя? Предположим, что исполняется
произведение в среднем темпе в размере
четыре четверти, и во вступлении у солиста
пауза — восемь тактов. Те, у кого слишком
хорошо с математикой, тут же вспомнят
таблицу умножения — четырежды восемь
равняется тридцати двум. Прекрасно! Но...
Этот способ не подойдёт. Для примера пусть
наш исполнитель будет юноша, выступающий в
кафе на празднике «День влюблённых». Так
вот, он стоит на сцене весь такой нарядный,
с блестящим саксофоном в руках и во
вступлении мысленно считает паузу до
тридцати двух: «Раз, два, три, четыре, пять,
шесть, семь...» И тут по залу проходит
прекрасная незнакомка в маленьком чёрном
платье, в туфлях с каблуками-шпильками, и с
ресницами на которые можно складывать всякие
мелкие предметы... Какая сейчас цифра была?
А если платье с декольте? Так вообще можно
забыть, зачем на сцене стоишь, и что у тебя
в руках.
Тут нам поможет замечательная
хитрость, которую активно используют
барабанщики. Для начала вспомним, что же
такое вообще пауза в восемь тактов в размере
четыре четверти? Это просто восемь раз по
«Раз, два, три, четыре». Так вот, в каждом
такте вместо «Раз» мы будем произносить
номер такта, причём сильно выделяя, а далее
уже считать доли, и тогда у нас получится
«РАЗ, два, три, четыре; ДВА, два, три,
четыре; ТРИ, два, три, четыре; ЧЕТЫРЕ, два,
три, четыре; ПЯТЬ, два, три, четыре; ШЕСТЬ,
два, три, четыре; СЕМЬ, два, три, четыре;
ВОСЕМЬ, два, три, четыре.»
И пусть прекрасная незнакомка
хоть обнажённая ползает по танцполу, мы
вступим вовремя! Девушкам тоже стоит
научиться такому счёту, например, чтобы
выступлению не помешали размышления на тему
«где же прекрасная незнакомка достала такой
восхитительный браслетик», да и есть большая
вероятность, что брутальный бородатый
длинноволосый байкер, весь в тату и в
кожаных штанах также вполне может заглянуть
в это кафе.
Вступления чаще всего
встречаются длительностью четыре или восемь
тактов. Эту считалочку просто стоит выучить
наизусть, и каждый раз на репетиции
повторять её вслух — «РАЗ, два, три, четыре;
ДВА, два, три, четыре; ТРИ, два, три,
четыре; ЧЕТЫРЕ, два, три, четыре; ПЯТЬ, два,
три, четыре; ШЕСТЬ, два, три, четыре; СЕМЬ,
два, три, четыре; ВОСЕМЬ, два, три, четыре.»
И вариант для размера три
четверти — «РАЗ, два, три; ДВА, два, три;
ТРИ, два, три; ЧЕТЫРЕ, два, три; ПЯТЬ, два,
три; ШЕСТЬ, два, три; СЕМЬ, два, три;
ВОСЕМЬ, два, три.»
Разумеется, во время концерта
совсем не трудно будет считать мысленно. С
опытом появится так называемое «чувство
квадрата», то есть вы будете ощущать в каком
месте музыкального предложения находитесь, и
считать будет вовсе не обязательно, хотя в
сложных случаях, например, с нечётным
количеством тактов, умение считать всё равно
пригодится.
Одно из предназначений
дирижёра (от французского diriger —
управлять, направлять, руководить) в
музыкальном коллективе — синхронизировать
вступление всех участвующих инструментов и
указать темп в котором будет исполняться
произведение. Всё это делается с помощью
специальных дирижёрских жестов, которые
должны быть понятны музыкантам. В
классических музыкальных коллективах принято
вступать сразу при соответствующих жестах
дирижёра, которые показывают как момент
старта музыкального произведения, так и его
темп, динамику и характер исполнения. В
эстрадно-джазовых оркестрах допускается
дирижирование двух пустых тактов перед
началом произведения, помогающих вовремя
вступить и заранее прочувствовать темп
ритмической пульсации всем группам
музыкального коллектива.
Если в коллективе нет
дирижёра, то два пустых такта даёт
барабанщик, как правило, исполняющий
специальный ритм при помощи удара одной
барабанной палочки об другую. Если же в
коллективе нет ни дирижёра, ни барабанщика,
то просто необходимо, чтобы лидер
музыкального коллектива просчитал вслух
перед началом музыкального произведения два
пустых такта. Иначе не только не получится
синхронно вступить, но и скорее всего все
инструменталисты будут играть каждый в своём
темпе, из-за чего получится жуткий бардак и
ритм моментально развалится, все будут
только мешать друг другу и общей музыки не
получится.
Существует несколько
стандартных видов начального отсчёта,
соответствующих различным музыкальным
размерам и темпам. Приведу несколько
примеров для самых распространённых из них.
Наиболее часто во всех стилях и направлениях
музыки встречается размер 4/4. При счёте
двух пустых тактов произносятся не все доли
такта, а с небольшой хитростью, позволяющей
лучше прочувствовать ритмическую пульсацию.
В первом такте вслух обозначаются только
первая и третья доля такта, а вот во втором
уже отмечаются все четыре доли, и счёт
выглядит таким образом — «рАз, _, двА, _;
рАз, двА, трИ, четЫре.» Доли такта совпадают
как раз с гласными на которые приходится
ударение в словах. И как вы наверное
заметили, в первом такте третья доля
обозначается словом «два» — это небольшая
хитрость, которая позволяет лучше ощутить
дробность ритма.
Если темп произведения в
размере 4/4 очень медленный, то второй такт
можно дополнить слабыми долями, отмеченными
звуком «и». В таком случае счёт примет такой
вид — «РАЗ, _, _, _, ДВА, _, _, _; РАЗ, и,
ДВА, и, ТРИ, и, ЧеТЫРе, и.» Таким образом
ещё лучше отмечается ритмическая пульсация
восьмыми длительностями нот. Разумеется, при
счёте произведений со свинговой пульсацией
восьмых нот, восьмые в счёте так же должны
быть «засвингованы».
В произведениях музыкальный
размер которых 3/4 считаются все три доли в
обоих тактах, причём сильно выделяется
громкостью первая доля каждого такта, а
остальные произносятся гораздо тише — «РАЗ,
двА, трИ; РАЗ, двА, трИ;»
Если произведение в размере
3/4 имеет медленный темп, то счёт
дополняется слабыми долями — «РАЗ, и, ДВА,
и, ТРИ, и; РАЗ, и, ДВА, и, ТРИ, и;»
Возможно вам покажется что я
пишу о банальных вещах, но если у вас не
было такого опыта, попробуйте дать счёт при
игре хотя бы в дуэте, и откроется множество
тонких нюансов, очень сильно влияющих на
результат. Если вы играете произведение
впервые, то есть читаете с листа, возможно
понадобится «учебный темп», то есть темп в
котором все участники коллектива смогут с
наименьшим количеством ошибок прочитать
нотный текст, не сбиться и не потеряться.
Для того чтобы правильно выбрать темп, нужно
найти самый ритмически сложный фрагмент
произведения, мысленно пропеть его,
просчитать пульсацию ногой, а лучше даже
сделать всё это сразу и одновременно. Затем,
не останавливая счёта ноги, просчитать два
пустых такта вслух. Вот собственно и
получилось задать удобный учебный темп.
Однако, кроме всего прочего, ещё важна
интонация с которой вы произносите счёт, и
чёткость дикции. С помощью различных
интонаций вы можете показать с каким
настроением нужно исполнять произведение.
Существует большая вероятность того, что
счёт услышит публика, поэтому даже если вы
считаете не громко и только с расчётом на
музыкантов, считать стоит артистично, чтобы
даже счёт являлся концептуальной частью шоу.
Особенно это касается коллективов, репертуар
которых включает в себя произведения
зарубежных авторов. Например, если
произведение имеет испанское название,
испанского автора, да ещё и к тому же текст
песни на испанском языке, то чрезвычайно
курьёзно будет выглядеть счёт на любом
другом языке, кроме испанского, разумеется,
если у вас изначально не было такой весёлой
задумки и желания рассмешить публику. Нет
ничего сложного в том, чтобы выучить
несколько слов на языке автора произведения,
это будет полезно не только для погружения
публики в атмосферу исполняемой музыки, но
так же и для самих музыкантов вовсе не
вредно сделать ещё один шаг для понимания
мироощущения автора музыкального
произведения. |