Глава 32 • Буквенное
обозначение нот
Эстрадно-джазовые музыканты
буквенными обозначениями нот пользуются
постоянно в повседневной практике для
буквенно-цифрового обозначения аккордов,
которое в разговорной речи называют «цифровка».
Во всей иностранной эстрадно-джазовой
литературе «B» — это нота Си, а «Bb» —
Си-бемоль. Логика железная — в гамме Ля
минор натуральный, нотам Ля, Си, До, Ре, Ми,
Фа, Соль соответствуют буквы латинского
алфавита: A, B, C, D, E, F, G.
Большинству
музыкантов-классиков буквенные обозначения
нот встречаются только во время учебного
процесса и в названиях произведений, поэтому
они просто не задумываются об их
происхождении, так как бездумно зазубрили их
ещё в детской музыкальной школе, и
воспринимают их как данное: «H» — Си, «B» —
Си-бемоль.
Изначально обозначать ноты
буквами стали в Древней Греции — это было
примерно в третьем веке до нашей эры, затем,
в период раннего средневековья, в десятом
веке нашей эры, появилась система
обозначения нот буквами латинского алфавита:
A, B, C, D, E, F, G, a, b, c, d, e, d, f, g,
aa (две певческие октавы), позднее звукоряд
был расширен вниз нотой Соль, обозначавшаяся
буквой γ (гамма) греческого алфавита.
Причём, вторая ступень этого звукоряда была
в двух вариантах: B durum (латинское —
твёрдая) и обозначалась квадратным
начертанием — это нота Си; а нота Си-бемоль
обозначалась округлым начертанием и
называлась B mollis (латинское — мягкая).
Откуда же возникла эта «H»?
История настолько давняя и тёмная, что
теперь уже сложно найти достоверную
информацию. В чём состоит логика появления
ноты H (Си) через терцию от ноты G (Соль)?
Существуют различные версии, одна из которых
связана со Святой Инквизицией и прочими
средневековыми ужасами, другая, с буквами,
составляющими фамилию Johann Sebastian BACH.
Наверняка существуют и другие варианты
происхождения, возможно, просто появилась
необходимость различать ноты Си и Си-бемоль
у людей с неразборчивым почерком.
Проблема укоренилась в то
время, когда изучение гамм стали начинать с
мажора, соответственно с тональности без
знаков альтерации, то есть, с До мажора,
типа так проще и веселее. И автоматически
нота До стала самой главной, от которой идёт
отсчёт. А далее всё просто — учащиеся просто
тупо заучивали буквенные обозначения нот, не
вдумываясь в суть происходящего явления, не
утруждаясь поиском логики.
Сейчас буква «H» используется
только классиками и консервативными людьми,
не желающими дополнять своё классическое
образование актуальными знаниями. Например,
такое обозначение используется в широко
известном в СССР учебнике — Игорь Бриль
«Практический курс джазовой импровизации»
1979 года издания, и в более позднем —
Александр Рогачёв «Системный курс гармонии
джаза» 2000 года. Однако, есть отечественные
авторы, которые используют «джазовую»
терминологию принятую во всём мире,
например: Юрий Чугунов «Гармония в джазе»
1980, Юрий Воронцов «Основы джазовой
импровизации» 2001. Компромиссный вариант
можно наблюдать в учебнике Александра
Осейчука «Школа джазовой импровизации для
саксофона» 1997 года: H — Си, Bb —
Си-бемоль. По всей видимости, это было
сделано для того, чтобы понимали и классики,
и джазмены, чтобы наверняка исключить
разночтения. Вроде хорошо и удобно, однако,
на мой взгляд, из прошлого стоит брать
только хорошее, и тогда будущее, возможно,
станет лучше, и полумеры здесь неуместны.
Будьте внимательны, обращайте
внимание «классический» учебник или
«джазовый». И ещё раз повторю — в джазовой
литературе B — Си, а Bb — это Си-бемоль.
Нотам Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль
соответствуют первые семь букв латинского
алфавита: A, B, C, D, E, F, G.
|