English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 33 • Транспонирование

Все саксофоны относятся к транспонирующим инструментам — это означает, что пишется одна нота, а на самом деле звучит другая, но поверьте, в этом нет никакой дополнительной сложности, одни преимущества. Если вы выучите аппликатуру на одном саксофоне, то вам не придётся переучиваться, если решите поиграть на другом, так как у всех видов саксофонов аппликатура одинаковая. Если бы транспонирования не было, то у всех видов саксофонов была бы различная аппликатура, и сочетать игру на разных инструментах было бы очень сложно. Кроме того, один и тот же принцип строения аппликатуры используется не только на всех видах саксофонов, но и на флейте, кларнете, гобое, фаготе и других деревянных духовых инструментах, у которых имеются только небольшие особенные отличия. А ещё транспонирование препятствует загромождению нотного текста и улучшает его удобочитаемость. Иначе для записи нот пришлось бы использовать слишком много добавочных линеек, кроме скрипичного потребовался бы ещё и басовый, а, возможно, и другие музыкальные ключи.

Для начала достаточно принять как аксиому, что для каждого инструмента существуют свои ноты, то есть, ноты для фортепиано, для гитары, для каждого вида саксофона есть свои ноты, для кларнета, для флейты, для скрипки и так далее, даже для всевозможных барабанов есть свои ноты. Несколько диковатым экспериментом будет выглядеть попытка играть на саксофоне по нотам для барабанов, да собственно и для других инструментов тоже. Для того чтобы сыграть то же, что и на фортепиано, необходимо сначала сделать «перевод» с языка фортепиано на язык саксофона — это называется «переложение», но об этом чуть позже.

Для альт-саксофона и для баритон-саксофона в нотах, то есть обычно в верхнем углу страницы в начале произведения, стоит указание «Eb», а для тенор-саксофона и для сопрано-саксофона подписано «Bb». В чём же смысл этих обозначений? Альт и баритон саксофоны принадлежат к группе инструментов в строе Ми-бемоль и обозначаются «Eb» (латинская «E» — буквенное обозначение ноты Ми, а «b» — это бемоль), то есть, когда на альт или баритон саксофоне играют ноту До, эта нота будет совпадать по высоте с нотой Ми-бемоль на фортепиано и других инструментах в строе «C», то есть До. Когда ноту До сыграют на тенор или сопрано саксофоне, звук будет совпадать по высоте с нотой Си-бемоль на фортепиано, так как они относятся к группе инструментов в строе Си-бемоль, которая обозначается «Bb» («B» — Си, «b» — бемоль), в некоторых нотах иногда вместо «Bb» указывают «B».

На самом деле, некоторые музыканты даже не подозревают что играют на транспонирующих инструментах. Так, например, многие не догадываются, что гитара и бас-гитара тоже являются транспонирующими инструментами, а между тем они звучат на октаву ниже чем написано. Вот перечень некоторых музыкальных инструментов в строе «C» (До): фортепиано, гитара, бас-гитара, скрипка, контрабас, флейта, гобой, фагот, тромбон. Инструменты в строе «Bb» (Си-бемоль): труба, кларнет (in Bb), бас-кларнет, саксофон-сопрано, саксофон-тенор. Инструменты в строе «Eb» (Ми-бемоль): саксофон-альт, саксофон-баритон, валторна (in Eb).

Чтобы окончательно вас запутать скажу что существует ещё множество различных строёв, так например, кроме «обычного» кларнета, который в строе Bb (Си-бемоль), есть ещё Ля-Кларнет in A (соответственно, Ля), а так же малый кларнет in Eb (Ми-бемоль), ну и, конечно же, бас-кларнет in Bb (Си-бемоль), который звучит на октаву ниже «обычного» кларнета. Саксофон-баритон звучит на октаву ниже, чем саксофон-альт, а саксофон-сопрано — на октаву выше чем саксофон-тенор, поэтому ноты для саксофона-альта подходят для саксофона-баритона, а ноты для саксофона-тенора вполне сгодятся для саксофона-сопрано и наоборот.

Что же делать, если вы желаете сыграть какую-нибудь песенку с другом-гитаристом или подружкой-пианисткой? Для начала стоит договориться, в какой тональности вы вместе будете играть. Никогда не пытайтесь к своим проблемам с транспозицией привлекать своих друзей! Даже если они сами рвутся вам помочь, даже если у них за плечами музыкальная школа или может быть даже само музыкальное училище, а ведь может друг и с консерваторским образованием встретиться, всё равно вопрос транспонирования исключительно на вашей совести и в вашей компетенции. Всё просто: пианисты и гитаристы думают в своей тональности, саксофонисты — в своей, а звучат вместе — громко и весело!

Предположим, что песенка весёлая, и играть вы её будете в тональности До мажор, ну, то есть, у фортепиано будет До мажор, а у саксофона другая тональность. Тут вы должны сделать серьёзное лицо, погрузиться в свои архинаисложнейшие расчёты, и докопаться до истинной тональности, в которой будете играть вы лично на своём саксофоне. Если вы играете на альт-саксофоне, то ваша тональность будет на полтора тона ниже, чем у фортепиано или гитары. То есть, если у вашего аккомпаниатора, а именно так мы теперь будем называть ваших друзей, тональность До мажор, в которой нет знаков альтерации при ключе, то у вас будет Ля мажор, в которой три диеза. Если же вы играете на тенор-саксофоне, то ваша тональность находится на один тон выше фортепиано или гитары, соответственно у вас будет Ре мажор, в которой два диеза.

Напоследок подскажу, какие тональности наиболее удобны для совместной игры с друзьями-гитаристами и подружками-пианистками: если песенка в миноре, то лучше выбрать тональность Ре минор, а если в мажоре, то Фа мажор. Таким образом, у фортепиано или гитары будет всего один бемоль, а у вас два диеза, если играете на альт-саксофоне (Си минор / Ре мажор), или один диез, если на тенор-саксофоне (Ми минор / Соль мажор). И друзей не обидите, и сами в бемолях-диезах не закопаетесь.

Однако лучше быть готовыми к тому, что ваши друзья сами имеют свои любимые тональности. Подружки-пианистки больше всего любят играть в До мажоре и Ля миноре, без диезов и бемолей — потому что там чёрненьких клавиш нету, а подружки-пианистки их боятся, соответственно у альт-саксофона будут Фа-диез минор / Ля мажор, то есть три диеза, а у тенор-саксофона Си минор / Ре мажор, то есть два диеза.

Друзья-гитаристы тоже вполне могут не побрезговать До мажором и Ля мино-ром, однако, они очень любят играть в тональности Ми, причём в Ми миноре и иногда в Ми мажоре (и даже одновременно в мажоро-миноре), потому как в этих тональностях большинство аккордов играется с открытыми струнами, а друзья-гитаристы страсть как любят открытые струны и сильно недолюбливают барре, которое появляется в других тональностях, потому что «барре» — это когда все шесть струн надо одним пальцем зажать, а это вроде как делать тяжело, в итоге у альт-саксофона появляются До-диез минор, в котором четыре диеза и Ре-бемоль мажор с пятью бемолями, а у тенор-саксофона Фа-диез минор, в котором три диеза, и Фа-диез мажор с шестью диезами. Теперь, я думаю, вы понимаете почему иногда друзей называют «аккомпаниаторами», а так же почему гораздо приятнее играть с подружкой-пианисткой, чем с другом-гитаристом.

Теперь про переложение. Переложение сродни «переводу» с одного языка на другой, причём в данном случае идёт речь о «языках» различных музыкальных инструментов. Иными словами, это адаптация, которая состоит в том, чтобы при переложении максимально сохранить художественный образ музыкального произведения. После того, как вы определили, в какой тональности написаны ноты для того инструмента, с которого вы делаете переложение, а так же вычислили, в какой тональности должны быть ноты инструмента, для которого вы делаете переложение, необходимо решить, в какой октаве стоит разместить полученные ноты. Это делается так. Во-первых, нужно найти самую низкую и самую высокую ноты, но тут есть такой нюанс — если вы делаете переложение с многоголосного инструмента, например фортепиано или гитары, то для начала придётся разобраться какие ноты — мелодия, а какие — аккомпанемент. Почти всегда нотами мелодии будут являться самые высокие в аккорде, хотя, конечно, бывают и исключения. Когда вы определите какие ноты в мелодии являются самыми высокими и самыми низкими, их нужно транспонировать в новую тональность, в нашем случае — для саксофона — таким образом, мы узнаем, умещается ли мелодия в диапазон нашего саксофона, и в какой октаве их лучше разместить. Затем переносим каждую ноту в новую тональность, то есть, если у фортепиано или гитары нота являлась первой ступенью, то и у саксофона она должна быть первой ступенью, но уже в его тональности. Например, если у фортепиано или гитары тональность До мажор и мелодия начинается с первой ступени, то есть с ноты До, то у альт-саксофона будет тональность Ля мажор и мелодия будет начинаться с первой ступени Ля мажора, то есть с ноты Ля, если же мелодия начинается со второй ступени — ноты Ре у фортепиано или гитары, то у альт-саксофона так же будет вторая ступень — нота Си, и так далее.

Ступени могут быть пониженными или повышенными — в таких случаях появляются знаки альтерации, то есть, диезы, бемоли и бекары. С опытом вы найдёте более простой способ транспонирования, но начинать стоит именно так, чтобы избежать многих ошибок.

Очень часто встречаются случаи, в которых мелодия целиком не умещается в диапазон саксофона, тогда приходится частично переносить выбившиеся ноты на октаву вниз или вверх в зависимости от ситуации. Тут стоит воспользоваться простым правилом — чем меньше будет таких расхождений с оригиналом, тем лучше. Желательно переносить на октаву не только те ноты, которые вышли за пределы диапазона, но и всю музыкальную фразу, в которую они входят, и даже всё предложение, или даже всю часть музыкального произведения целиком перенести на октаву. Например, если в песне куплет умещается в диапазон, а припев слишком высоко, то можно перенести припев на октаву вниз. Разумеется, что это далеко не всегда бывает уместно и существует большое количество исключений. При всём при этом не стоит забывать о художественном образе, чтобы лирическая песенка не превратилась в высокохудожественное произведение из разряда «этот стон у нас песней зовётся». Именно по этой причине переложение часто делают сами композиторы, так как здесь требуется не только множество знаний, но и наличие художественного чутья и вкуса.

Делать переложение для любых инструментов очень удобно при помощи компьютерных программ — нотных редакторов. Два самых распространённых — это Finale (www.finalemusic.com) и Sibelius (www.sibelius.com). В них есть возможность сначала просто переписать все ноты, затем транспонировать всё произведение целиком в требуемый строй, а после, при необходимости, применить октавный транспорт к отдельным нотам, к фрагментам, или даже ко всему произведению, и прослушать полученный результат.

Как видите, переложение — это не слишком просто, но это может стать вашим первым шагом на пути композитора или, как минимум, грамотного музыканта.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9