English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•

 
         
 

 
     
 

Глава 35 • Гаммы и Аккорды

Будьте готовы к очень сложной и увлекательной интеллектуальной игре. Эта игра называется — ГАММЫ и АККОРДЫ. В первую очередь тренируются вовсе не моторные навыки, а способность делать расчёты правильно и быстро. Наиболее продуктивное и многоцелевое разучивание гамм и аккордов состоит в том, чтобы изучать их сразу в двенадцати тональностях — этот способ вырабатывает одновременно несколько навыков необходимых современному музыканту.

Первое время у вас, скорее всего, не будет хватать времени для того, чтобы сыграть все двенадцать гамм и аккордов в течение одного занятия, ничего страшного, просто нужно продолжать движение по кругу, начиная с того места, где остановились в прошлый раз. Таким образом вы, при любом графике занятий, будете изучать гаммы и аккорды во всех тональностях и владеть ими в равной степени. Не стоит пользоваться нотной записью, помните, что при изучении гамм и аккордов вы тренируете в первую очередь свой разум, а образование новых нейронных связей в мозге человека препятствует процессам старения и улучшает качество жизни. Только интеллект, методичность и усидчивость!

Для начала стоит всё же, наконец, разобраться с тем, что собственно такое «гаммы» и «аккорды». Если мы примем за горизонталь время, то получается, что гамма соответствует горизонтали, так как мелодия развивается во времени и фактически состоит из нот входящих в гамму. Следовательно, получается, что вертикаль — это сочетание одновременно звучащих тонов в аккомпанементе, то есть у всех инструментов музыкального коллектива в каждый момент времени. При этом между горизонталью и вертикалью существуют определённые взаимоотношения. Если нота в мелодии совпадает с одним из аккордовых тонов, то мы получаем согласованное, спокойное созвучие, если же нота в мелодии не соответствует ни одному из аккордовых тонов, то возникает конфликт и напряжение. Как правило, мелодия является чередой конфликтов и их разрешений между нотами в мелодии и аккордовыми тонами, что создаёт музыкальную энергию. Разумеется, мелодия, как фрагментарно, так и полностью может развиваться по аккордовым тонам, то есть горизонталь в таком случае совпадает с вертикалью. Если при этом последовательно извлечённые звуки аккорда в мелодии будут совпадать с тонами аккорда в аккомпанементе, то получится умиротворённое, можно даже сказать гармонически вялое, лишённое энергии звучание. Если звуки мелодии представляют собой последовательно исполненные тона аккорда, не соответствующие аккорду аккомпанемента, это ведёт к возникновению чрезвычайно большого гармонического напряжения, которое, естественно, требует разрешения, то есть совпадения звука в мелодии с аккордовым тоном аккомпанемента.

Существуют музыкальные произведения, в аккомпанементе которых присут-ствует всего один аккорд, однако подавляющее большинство всё же имеют гармоническую последовательность из нескольких аккордов. Гармоническая последовательность аккордов при этом является в своём роде горизонталью, причём состоит из аккордов повышающих и понижающих напряжение, что тоже создаёт музыкальную энергию. Однако чтобы окончательно не запутаться, мы условимся о терминологии. Гамма — это горизонталь, а соответствующий этой гамме аккорд — вертикаль.

По той причине, что между мелодией и аккомпанементом существуют определённые взаимоотношения, гамма состоит из аккордовых и неаккордовых тонов. То есть, промежутки между тонами аккорда аккомпанемента как бы «заполнены» неаккордовыми тонами, что, собственно, и складывается в гамму. Таким образом, получается, что горизонталь является свёрнутой дополненной вертикалью, и наоборот — развёрнутая горизонталь представляет собой полную вертикаль. Иными словами можно сказать, что мелодия — это горизонталь, а аккомпанемент является чередой сменяющих друг друга вертикалей.

«Гамма» (Gamma, Scala по итальянски, gamme по французски, Tonleiter по немецки) и «лад» — это два родственных понятия, которые обозначают звукоряд, то есть последовательный набор звуков, несущих в своём сочетании определённую эмоциональную окраску, то есть характерную интонацию. Причём общее настроение гаммы или лада зависит от отношения каждого отдельного звука с тональным центром, который называется «тоника». То есть, тоника является точкой отсчёта, корнем, от которого идут все построения. Звуки гаммы, находящейся в ряду при последовательном восходящем счёте, называются ступенями.

Тоника является первой ступенью, следующая нота гаммы или лада, находящаяся чуть выше, будет второй ступенью, ещё выше располагается третья ступень, и так далее. Таким образом, ступени гамм и ладов, которые как мы уже выяснили являются горизонталью, можно обозначить с помощью ряда цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; или, например, так: 1, 2b, 3, 4#, 5, 6, 7b, если некоторые ступени понижены или повышены («b» обозначает бемоль, знак альтерации, понижающий на полтона, а «#» обозначает диез, знак альтерации, повышающий на полтона).

Существует три основных вида звукорядов: хроматическая гамма, диатонические лады, пентатоника. Которые нагляднее всего рассмотреть на примере клавиатуры фортепиано. Хроматическая гамма — это все ноты подряд, то есть движение по чередующимся белым и чёрным клавишам фортепиано, не пропуская ни одной. Пентатоника, точнее её два два основных вида, состоит только из чёрных клавиш фортепиано, которых с одинаковыми именами существует всего пять. Диатонические лады и гаммы состоят только из семи белых клавиш фортепиано. Это несколько упрощённое объяснение, но пока этого вполне достаточно.

Латинское слово «Minor» переводится на русский язык как «меньший из двух». В академической терминологии минор обозначается «moll» — от латинского mollis — мягкий, нежный, что так же трактуется как «грустный». Латинское слово «Major» переводится как «больший из двух». Академичсекое обозначение мажора — «dur» — от латинского durus — твёрдый, что в противоположность минору условно считают «весёлым». Таким образом существует два основных вида диатонических гамм — «натуральный мажор» и «натуральный минор».

Интервал — это расстояние между двумя звуками. От того, какие мажорные и минорные интервалы имеются между тоникой и каждой ступенью зависит общая интонационная окраска лада. Другими словами, наличие различного количества тех или иных минорных и мажорных ступеней имеет значение для характера звучания всего лада.

У всех любознательных учащихся в самом начале обучения зачастую возникает вопрос: «Можно ли играть только мелодии песенок и не тратить время на гаммы?» Ответ на этот вопрос требует некоторого разъяснения вообще самой сути изучения и освоения гамм. Если вы собираетесь остановить свой прогресс на исполнении только очень медленных и совсем простых мелодий, то можете вполне обойтись без гамм. Если же имеется желание играть всё, что угодно, даже в среднем темпе, и, тем более, если в вашей любимой музыке используется более трёх нот, то без освоения гамм рано или поздно вы обязательно упрётесь в потолок своего развития, и просто не будете успевать соображать, какие ноты нужно исполнить, и постоянно будете играть мимо из-за элементарных технических проблем. Тем более, не стоит даже надеяться научиться импровизировать без владения различными гаммами.

Гаммы и арпеджио в первую очередь нацелены на улучшение техники пальцев, то есть на освоение всевозможных сочетаний аппликатурных комбинаций, которые постоянно встречаются в текстах музыкальных произведений. Движения пальцев практически должны быть доведены до автоматизма, то есть, при должном исполнении гамм и арпеджио должна работать именно моторная память, которая достигается исключительно с помощью регулярных и многократных повторений.

Гаммы так же чрезвычайно важны для заучивания музыкальных произведений наизусть, так как позволяют запоминать не каждую ноту по отдельности, а целыми блоками, для чего, конечно же, понадобится анализ структуры мелодии. Владение различными гаммами и арпеджио необходимо для чтения нот с листа, для заучивания музыкальных произведений наизусть, для подбора мелодий по слуху, для импровизации и композиции, кроме всего прочего исполнение гамм и арпеджио способствует развитию музыкального слуха.

Из чего же состоят мелодии? В первую очередь мелодии состоят из ступеней гаммы, соответствующей музыкальному произведению, которые нередко бывают дополнены ступенями хроматической гаммы. Устройство прекрасной мелодии напоминает хорошую булочку с изюмом. Сдобное тесто состоит из унисонов, секунд и терций, а сладкий изюм — это интервалы от кварты и шире.

Мелодическое движение, как правило, минимум на 7/10 осуществляется по соседним ступеням гаммы подряд, то есть, гаммаобразные ходы являются основными, что мы и отрабатываем в первую очередь, изучая гаммы в прямом виде. Более, чем в 2/10 случаев, движение мелодии происходит через одну ступень, то есть по терциям, поэтому не менее важно довести до автоматизма исполнение гамм терциями, тем более, что по терциям строятся аккорды, по звукам которых так же, довольно часто, двигается мелодия. И вот, как правило, только менее 1/10 мелодического движения занимают скачки на интервалы шире кварты, но их также стоит тщательно отрабатывать при помощи исполнения гамм квартами, квинтами, секстами, септимами и октавами. Изюм придаёт булочке пикантный вкус, однако если изюма будет слишком много, а теста мало, то вкусная булочка превратится в слипшийся грязный изюм с крошками, что выглядит уже вовсе не так аппетитно. Так и в мелодии, которая на слух воспринимается как вполне естественная и адекватная, соотношение между количеством широких скачков и гаммаобразных ходов, как правило, носит вполне закономерный характер.

Настало время осветить понятие «тональность». В качестве тоники, от которой будет строиться гамма, можно выбрать любую из двенадцати нот. То есть, схожую по настроению гамму можно построить от любой ноты. Таким образом, существует всего двенадцать тональностей. От каждой из двенадцати тоник возможно построить натуральную мажорную гамму и натуральную минорную гамму, а также ещё множество ладов, имеющих различное настроение.

Наиболее часто используются лады, имеющие в своём составе семь ступеней. Диатоническими ладами и гаммами называют построения, между соседними звуками которых имеется расстояние только в тон или полтона. Существуют семиступенные лады в которых присутствуют три вида интервалов: тон, полтона и полтора тона, состоящие из семи ступеней — эти лады имеют своеобразное настроение и назначение на музыкальной палитре. Мало того, каждая тональность имеет свою неповторимую эмоциональную окраску и значение. То есть, одно и то же произведение, исполненное в разных тональностях, будет отличаться не только по звучанию, но и по смыслу. Поэтому стоит с большой осторожностью относится к выбору тональности, в которой вы собираетесь исполнять произведение.

На мой взгляд, наиболее разумное решение состоит в том, что следует оставить ту тональность, в которой написал произведение автор. Однако если это не возможно из-за диапазона музыкального инструмента или диапазона вокалиста, стоит выбирать ближайшие родственные тональности по квартовому кругу, которые наиболее близки по смыслу к родной тональности. Например, если автор написал произведение в тональности До, то в качестве альтернативных вариантов лучше выбрать тональности Фа или Соль. Если же вы сознательно хотите изменить настроение и смысл произведения, то можно выбрать и другие тональности, но с учётом характера и значения новой тональности.

Теперь разберёмся с тем, что собой представляют «аккорды». Слово «аккорд» происходит от позднелатинского accordo — согласовываю. Аккорд — это сочетание нескольких звуков. Причём, не важно, одновременно извлекаются звуки, входящие в аккорд, или в какой-либо последовательности, они всё равно будут являться аккордом. Собственно, любой лад или гамма в некотором роде являются «свёрнутым» аккордом, и наоборот, аккорд — это развёрнутый лад или гамма.

Традиционно аккордом называют созвучие из трёх и более музыкальных звуков разной высоты. Однако, на мой взгляд, будет справедливым считать аккордом сочетание из двух и более различных звуков. Наиболее часто используются аккорды терцового строения, то есть аккорды, звуки которых можно выстроить в последовательность терций, другими словами, через одну ступень с точки зрения лада. Таким образом мы получаем ряд обозначений ступеней аккорда, представляющих собой вертикаль — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13. Любые ступени аккорда, кроме первой, могут быть альтерированы, то есть, понижены или повышены, например — 1, 3, 5, 7b, 9, 11#, 13b.

Аккорды классифицируются по количеству входящих в них звуков. Простей-шими аккордами будут считаться созвучия из двух нот, которые называются «интервалы», однако они, конечно, же не имеют терцового строения. Как мы уже говорили, интервал — это расстояние между двумя звуками. Интервалы имеют составное название, первая часть которого указывает на характер интервала, то есть принадлежность к мажору или минору, а вторая часть обозначает, какой ступенью от основного тона является более высокая нота. Во второй части названия интервала встречаются следующие обозначения:

 
 

• Прима (1-ая ступень)
• Секунда (2-ая ступень)
• Терция (3-я ступень)
• Кварта (4-ая ступень)
• Квинта (5-ая ступень)
• Секста (6-ая ступень)
• Септима (7-ая ступень)
• Октава (8-ая ступень,
   нота совпадает с 1-ой ступенью)
• Нона (9-ая ступень,
   нота совпадает со 2-ой ступенью)
• Децима* (10-ая ступень,
   нота совпадает с 3-ей ступенью)
• Ундецима (11-ая ступень,
   нота совпадает с 4-ой ступенью)
• Дуодецима* (12-ая ступень,
   нота совпадает с 5-ой ступенью)
• Терцдецима (13-ая ступень,
   нота совпадает с 6-ой ступенью)
• Квартдецима* (14-ая ступень,
   нота совпадает с 7-ой ступенью)
• Квинтдецима* (15-ая ступень,
   нота совпадает с 8-ой ступенью)

 

* Названия интервалов: децима, дуодецима, квартдецима и квинтдецима в повседневной практике общения и передачи информации среди эстрадно-джазовых музыкантов не используются.

Интервалы

Обозначение Ступень от основного тона Количество тонов от основного тона Название интервала
2b вторая минорная 1/2 малая секунда
2 вторая мажорная 1 большая секунда
3b третья минорная 1 1/2 малая терция
3 третья мажорная 2 большая терция
4 четвёртая 2 1/2 чистая кварта
4# / 5b четвёртая повышенная
/ пятая пониженная
3 увеличенная кварта,
уменьшенная квинта, тритон
5 пятая 3 1/2 чистая квинта
5# / 6b пятая повышенная
/ шестая минорная
4 увеличенная квинта,
малая секста
6 шестая мажорная 4 1/2 большая секста
7b седьмая минорная 5 малая септима
7 седьмая мажорная 5 1/2 большая септима
8 восьмая 6 октава
9b девятая минорная 6 1/2 малая нона
9 девятая мажорная 7 большая нона
9# девятая повышенная 7 1/2 увеличенная нона
11 одиннадцатая 8 1/2 ундецима
11# одиннадцатая повышенная 9 увеличенная ундецима
13b тринадцатая минорная 10 малая терцдецима
13 тринадцатая мажорная 10 1/2 большая терцдецима
13# тринадцатая повышенная 11 увеличенная терцдецима

 

Класс аккордов терцового строения, состоящих из трёх звуков называется «трезвучия», по количеству входящих в них ступеней. Трезвучия имеют терцовую структуру, то есть все звуки трезвучия могут быть расположены так, что между всеми соседними ступениями будет интервал терция.

Существует четыре основных вида трезвучий: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Также к трезвучиям можно условно отнести аккорд из трёх звуков, в котором в качестве третьей повышенной ступени выступает четвёртая, который в разговоре называют «сус четыре».

Мажорное трезвучие — 1, 3, 5 — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону, от которого строится аккорд. Например, До мажорное трезвучие обозначается одной буквой «C».

Минорное трезвучие — 1, 3b, 5 — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и строчной буквой «m», обозначающей минор. Например, До минорное трезвучие обозначается «Cm».

Увеличенное трезвучие — 1, 3, 5# — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и знаком «+», обозначающим увеличенную квинту. Вместо плюса встречается обозначение «#5». Например увеличенное трезвучие До обозначается «C+» или «C(#5)».

Уменьшенное трезвучие — 1, 3b, 5b — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и «dim», обозначающей уменьшенную квинту аккорда. Вместо «dim» используется обозначение «°». Например, уменьшенное трезвучие До обозначается «Cdim» или «C°».

«Сус четыре» — 1, 4, 5 — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и аббревиатурой «sus» — от английского suspended — подвешенный, что соответствует музыкальному термину «задержание», когда четвёртая ступень трактуется как зависшая, оставшаяся от предыдущего аккорда. Таким образом, например, аккорд До «сус четыре» обозначается «Csus».

Трезвучия

Обозначение Ступени Название
С 1, 3, 5 мажорное трезвучие
Сm 1, 3b, 5 минорное трезвучие
C+ 1, 3, 5# увеличенное трезвучие
Cdim 1, 3b, 5b уменьшенное трезвучие
Csus 1, 4, 5 сус четыре

 

Класс аккордов терцового строения, состоящих из четырёх звуков, называется септаккорды. Такое название они получили по той причине, что крайние звуки таких аккордов находятся на расстоянии септимы друг от друга, то есть, семи ступеней. Основных видов септаккордов всего пять — мажорный, доминантовый, минорный, полууменьшенный, уменьшенный. Наиболее часто в музыке различных стилей и направлений используется доминантсептаккорд, так как входящие в него звуки являются третьим, четвёртым, пятым и шестым обертоном натурального обертонового звукоряда. Получается, что доминантсептаккорд скрыт в спектре каждого отдельного звука, и все его ступени совпадают с обертонами основного тона, что влечёт за собой наиболее консонансное звучание среди всех септаккордов.

Септаккорды

Обозначение Ступени Название
СMaj 1, 3, 5, 7 мажорный септаккорд
С7 1, 3, 5, 7b доминантсептаккорд
Cm7 1, 3b, 5, 7b минорный септаккорд
Cm7(b5) 1, 3b, 5b, 7b полууменьшенный септаккорд
Cdim7 1, 3b, 5b, 7bb (6) уменьшенный септаккорд

 

Кроме пяти основных видов септаккордов существует ещё несколько альтерированных, однако в практике они встречаются гораздо реже.

Обозначение Ступени Название
C6 1, 3, 5, 6 (7bb) мажорный секстаккорд
СMaj(#5) 1, 3, 5#, 7 мажорный септаккорд с повышенной квинтой
С7(#5) 1, 3, 5#, 7b доминантсептаккорд с повышенной квинтой
Cm7(#5) 1, 3b, 5#, 7b минорный септаккорд с повышенной квинтой
Csus7 1, 4, 5, 7b сус четыре септ
СMaj(b5) 1, 4, 5b, 7 мажорный септаккорд с пониженной квинтой
С7(b5) 1, 4, 5b, 7b доминантсептаккорд с пониженной квинтой

Класс аккордов терцового строения, состоящих из пяти звуков, называется нонаккорды, так как между крайними звуками этих аккордов интервал нона, то есть девять ступеней. Фактически любой септаккорд может быть дополнен пятым звуком и станет, таким образом, нонаккордом. Девятая ступень может быть представлена в натуральном, пониженном или повышенном виде: 9 или 9b или 9#. Что касается буквенно-цифровых обозначений нонаккордов, они будут сходны с обозначениями септаккордов, но вместо цифры 7 уже будет 9. То есть, например, аккорд С7, дополненный девятой ступенью, будет обозначаться С9, и в него входят ступени: 1, 3, 5, 7b, 9. Если же девятая ступень альтерирована, то есть, повышена или понижена, то останется обозначение септаккорда, но к нему в скобках будет добавлено обозначение альтерированной девятой ступени. Например, различные варианты аккорда C7 с добавленной к нему альтерированной девятой ступенью примут такой вид: C7(#9), C7(b9).

Класс аккордов терцового строения, состоящих из шести звуков, называется ундецимаккорды. Крайние звуки таких аккордов находятся на расстоянии интервала ундецима, то есть, одиннадцати ступеней. В ундецимаккордах вдобавок к девятой ступени, надстроенной над септаккордом, появляется ещё и одиннадцатая. Одиннадцатая ступень может присутствовать как в натуральном, так и в альтерированном виде — 11 или 11#. Обозначается ундецимаккорд по тому же принципу, что и нонаккорд. Например доминантсептаккорд С7 с добавленной девятой и одиннадцатой ступенями обозначается С11, и в него входят следующие ступени: 1, 3, 5, 7b, 9, 11. Если одиннадцатая ступень, надстроенная над C7 альтерирована, а девятая нет, то обозначение примет такой вид: С9(#11). Если же альтерированы и девятая, и одиннадцатая ступени, то они будут указаны в скобках. Например так: C7(b9 #11).

Класс аккордов терцового строения, состоящих из семи звуков, называется терцдецимаккорды, так как их крайние звуки будут находится на расстоянии терцдецимы, то есть, тринадцати ступеней. Таким образом, над септаккордом, состоящим из трёх ступеней, можно надстроить ещё три ступени: девятую, одиннадцатую и тринадцатую. Терцдецимаккорды - это аккорды терцового строения с самым большим количеством ступеней, так как следующая ступень при надстройке ещё одной терции совпадёт с базой аккорда, и, следовательно, никакой новой краски не привнесёт. Тринадцатая ступень может быть как натуральной, так и альтерированной:
13, 13b, 13#. Обозначения те же, что и в случае с нон- и ундецимаккордами. То есть, например, над доминантсептаккордом C7 надстроены натуральные девятая, одиннадцатая и тринадцатая ступени, то он обозначается C13 и включает в себя ступени: 1, 3, 5, 7b, 9, 11, 13. Чаще всего встречаются альтерированные аккорды, в которых повышены или понижены одиннадцатая и тринадцатая ступени, а девятая в натуральном виде, например: C9(#11 b13).

Тут стоит осветить ещё парочку понятий: «база аккорда» и «надстройка». База аккорда — это ступени септаккорда, то есть 1, 3, 5, 7 со всевозможными альтерациями. База аккорда несёт в себе основную краску аккорда, освещая функциональную роль аккорда в гармонической последовательности. Надстройка над базой — это 9, 11, 13 ступени в натуральном или альтерированном виде, которые создают более тонкие оттенки звучания, могут оттенять или даже размывать значение аккорда в контексте гармонической последовательности.

Пожалуй, хватит морочить вам голову теорией, наконец, настала пора приняться за весёлую и очень даже азартную практику. Для начала необходимо выучить натуральные мажорные и минорные гаммы и трезвучия, так как все остальные лады и аккорды можно будет высчитывать относительно их ступеней. Итак, ещё парочка необходимых разъяснений, и начнём играть. Гаммы и аккорды лучше всего изучать по квартовому кругу (The Circle of Fourths) — это позволяет легко вычислить, сколько и каких знаков альтерации в каждой гамме. Кроме этого, параллельно вы привыкнете к смене тональностей по квартовому кругу, что является одной из самых важных гармонических последовательностей в различных стилях музыки. Квартовый круг — что это такое? Это последовательность тональностей, в которой каждая следующая тональность является четвёртой ступенью в предыдущей, то есть, субдоминантой, то есть квартой. Или, каждая предыдущая тональность является доминантой, то есть пятой ступенью в следующей тональности. Для начала удобнее вычислять первым способом. В квартовом круге скрыто ещё множество всяких закономерностей и в процессе изучения гамм и аккордов вы, вероятно, самостоятельно найдёте ещё не одну.

 

Порядок появления бемолей — «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа». Что это значит? Это значит, что если в тональности один бемоль, то это будет Си-бемоль; если два, то Си-бемоль и Ми-бемоль; если три — Си-бемоль, Ми-бемоль и Ля-бемоль; и так далее. Порядок появления диезов — «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си». Это означает что в тональности с одним диезом будет Фа-диез; с двумя — Фа-диез и До-диез; с тремя — Фа-диез, До-диез и Соль-диез, и так далее. В таблице «The Circle of Fourths» порядок появления диезов и бемолей показан в центре. Если вы до сих пор не выучили буквенные обозначения нот, то самое время это сделать. Напоминаю, что ноты «Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль» соответствуют буквам латинского алфавита «A, B, C, D, E, F, G».

Гаммы играем в одну октаву в восходящем движении от 1 ступени до 8 и нисходящем от 8 до 1. Штрих, то есть способ исполнения нот — деташе, то есть твёрдая атака звука (от французского detacher — отделять). На данном этапе наша главная задача — это безошибочное вычисление и исполнение правильной последовательности нот в гамме и трезвучии. Не стоит стремиться к повышению темпа, то есть скорости исполнения, и даже ровность ритма на данном этапе не важны. Играть следующую ноту можно только тогда, когда вы полностью уверены в правильности своих вычислений, можно даже «зависать» на ноте пока думаете какая следующая.

Разумеется, качество звука в любом случае страдать не должно. Каждую гамму лучше проигрывать минимум два раза — первый раз вычислять последовательность нот входящих в гамму, второй раз — концентрировать внимание на аппликатуре и стремиться запомнить последовательность аппликатурных комбинаций. Когда вы будете достаточно твёрдо знать гаммы и трезвучия, необходимо будет выровнять ритм, и играть в удобном темпе ровными восьмыми, а в дальнейшем и шестнадцатыми длительностями нот. С опытом темп вычисления и исполнения будет постепенно увеличиваться естественным образом. Если при повышении темпа появляются ошибки — значит, этот темп для вас сегодня является слишком быстрым, в этом случае необходимо остановиться и начать заново, резко снизив темп до такого значения, при котором ошибок не будет. Главное не скорость, а качество. Помните, что слишком медленного темпа не бывает!

Начнём с мажорной тональности, в которой нет знаков — До мажор. Соответственно, начинаем с ноты До (на саксофоне играем от ноты До второй октавы), и играем в восходящем и нисходящем движении подряд все ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До. Это как раз соответствует ступеням: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (8 — она же 1). Теперь в восходящем и нисходящем движении играем мажорное трезвучие первой ступени: 1, 3, 5, 3, 1. Соответственно через одну от первой ступени: До, Ми, Соль, Ми, До. В результате должно получиться:



Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того, чтобы узнать, какая гамма по квартовому кругу будет следующей, вычислим четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму До мажор, в которой До — первая ступень, Ре — вторая ступень, Ми — третья ступень, а вот, четвёртой ступенью, то есть квартой, является нота Фа, соответственно, далее мы сыграем гамму Фа мажор. При движении по квартовому кругу от До мажора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом, в Фа мажоре будет один бемоль, то есть Си-бемоль (порядок появления бемолей — «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Фа мажор мы начинаем с ноты Фа (на саксофоне — Фа первой октавы, для того чтобы уложиться в среднем диапазоне), и получаем последовательность — Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но только нота Си будет с бемолем. И трезвучие — тоже от Фа через одну — Фа, Ля, До и обратно.

Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того чтобы узнать следующую гамму, необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Фа мажор, в которой четвёртой ступенью является нота Си-бемоль, соответственно, сейчас мы сыграем гамму Си-бемоль мажор. При движении по квартовому кругу по бемольным тональностям в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом, в Си-бемоль мажоре будет уже два бемоля, то есть к Си-бемолю добавится Ми-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Си-бемоль мажор мы начинаем с ноты Си и получаем последовательность — Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, но только ноты Си и Ми будут с бемолями. (На саксофоне начинаем играть от ноты Си-бемоль первой октавы.) И трезвучие — тоже от Си-бемоля через одну — Си-бемоль, Ре, Фа и обратно.

В Си-бемоль мажоре четвёртая ступень Ми-бемоль, значит, сейчас мы сыграем гамму Ми-бемоль мажор, в которой три бемоля, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, как в предыдущей гамме, и к ним добавляется Ля-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ми-бемоль мажор мы начинаем с ноты Ми и получаем последовательность — Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, но только ноты Си, Ми и Ля будут с бемолями. И трезвучие — тоже от Ми-бемоля через одну — Ми-бемоль, Соль, Си-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от Ми-бемоля первой октавы.)

В Ми-бемоль мажоре четвёртая ступень Ля-бемоль, сейчас мы сыграем гамму Ля-бемоль мажор (на саксофоне от ноты Ля-бемоль первой октавы), в которой четыре бемоля, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль и Ре-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ля-бемоль мажор мы начинаем с ноты Ля, и получаем последовательность — Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля и Ре будут с бемолями. И трезвучие — Ля-бемоль, До, Ми-бемоль и обратно.

В Ля-бемоль мажоре четвёртая ступень Ре-бемоль, соответственно, следующая гамма — Ре-бемоль мажор, в которой пять бемолей, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль и Соль-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ре-бемоль мажор мы начинаем с ноты Ре и получаем последовательность — Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре и Соль будут с бемолями. В случае, когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, то есть в гамме Ре-бемоль мажор будут все ноты с бемолями кроме До и Фа. Трезвучие — Ре-бемоль, Фа, Ля-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ре-бемоль второй октавы.)

В Ре-бемоль мажоре четвёртая ступень Соль-бемоль, соответственно, следующая гамма — Соль-бемоль мажор, в которой шесть бемолей, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль, Соль-бемоль и До-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Соль-бемоль мажор мы начинаем
с ноты Соль, и получаем последовательность — Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре, Соль и До будут с бемолями. В случае, когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, то есть в гамме Соль-бемоль мажор будут все ноты с бемолями кроме Фа. Трезвучие — Соль-бемоль, Си-бемоль, Ре-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от ноты Соль-бемоль первой октавы.)

Переходим на диезные тональности, воспользовавшись энгармонической заменой. Энгармоническая замена — это когда все ноты будут заменены на аналогичные, только с противоположным знаком. При энгармонической замене Соль-бемоль мажора на Фа-диез мажор произойдут следующие трансформации — Соль-бемоль станет Фа-диезом, Ля-бемоль превратится в Соль-диез, Си-бемоль примет вид Ля-диеза, До-бемоль обратится в ноту Си, Ре-бемоль перевоплотится в До-диез, Ми-бемоль обернётся в Ре-диез, а нота Фа преобразится в Ми-диез. Вот такое волшебство.

В отличие от бемолей, диезы появляются в обратном порядке — «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си». В Соль-бемоль мажоре шесть бемолей, а в Фа-диез мажоре шесть диезов. Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Фа-диез мы начинаем с ноты Фа и получаем последовательность нот — Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но все ноты с диезами, кроме Си. И трезвучие — Фа-диез, Ля-диез, До-диез и обратно. (На саксофоне играем от Фа-диеза первой октавы.)

В Фа-диез мажоре четвёртая ступень — Си, следующая гамма — Си мажор. Теперь количество знаков будет уменьшаться, то есть в Си мажоре будет пять диезов — Фа-диез, До-диез, Соль-диез, Ре-диез и Ля-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Си мажор мы начинаем с ноты Си и получаем последовательность нот — Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, все с диезами, кроме Ми и Си. Трезвучие — Си, Ре-диез, Фа-диез и обратно. (На саксофоне играем от ноты Си первой октавы.)

В Си мажоре четвёртая ступень Ми, следующая гамма Ми мажор. В Ми мажоре четыре диеза — Фа-диез, До-диез, Соль-диез и Ре-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ми мажор мы начинаем с ноты Ми и получаем последовательность нот — Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, все с диезами, кроме Ми, Си и Ля. Трезвучие — Ми, Соль-диез, Си и обратно. (На саксофоне играем от Ми первой октавы.)

В Ми мажоре четвёртая ступень Ля. В Ля мажоре три диеза — Фа-диез, До-диез и Соль-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ля мажор мы начинаем с ноты Ля и получаем последовательность нот — Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и обратно, три из них с диезами — Фа-диез, До-диез и Соль-диез. Трезвучие — Ля, До-диез, Ми и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ля первой октавы.)

В Ля мажоре четвёртая ступень Ре. В Ре мажоре два диеза — Фа-диез и До-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ре мажор мы начинаем с ноты Ре и получаем последовательность нот — Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, и, конечно, два диеза — Фа-диез и До-диез. Трезвучие — Ре, Фа-диез, Ля и обратно. (На саксофоне играем от Ре первой октавы.)

В Ре мажоре четвёртая ступень Соль. В Соль мажоре один диез — Фа-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Соль мажор мы начинаем с ноты Соль и получаем последовательность нот — Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, одна из них с диезом — Фа-диез. Трезвучие — Соль, Си, Ре и обратно. (На саксофоне играем от ноты Соль первой октавы.) В Соль мажоре четвёртая ступень До, то есть, круг замкнулся, мы сыграли все двенадцать мажорных гамм и трезвучий.

Натуральные минорные гаммы и трезвучия в двенадцати тональностях по квартовому кругу мы будем играть по такому же принципу, как и мажорные гаммы. Рекомендую пользоваться таблицей квартового круга только для проверки, то есть все вычисления делать в уме, стремясь запомнить в какой гамме сколько знаков, какие это знаки, и последовательность аппликатурных комбинаций. Для этого вполне достаточно знать только последовательность появления бемолей и диезов, а также уметь вычислить следующую тональность, то есть кварту вверх от предыдущей.

Начнём с минорной тональности, в которой нет знаков — Ля минор. Соответственно, начинаем с ноты Ля (на саксофоне играем от ноты Ля первой октавы) и играем в восходящем и нисходящем движении подряд все ноты: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До, Си, Ля. Это как раз соответствует ступеням: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (8 — она же 1). Теперь в восходящем и нисходящем движении играем минорное трезвучие первой ступени: 1, 3, 5, 3, 1, то есть через одну от первой ступени: Ля, До, Ми, До, Ля. В результате должно получиться:


 

Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того, что бы узнать следующую гамму, необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Ля минор, в которой четвёртой ступенью является нота Ре, соответственно, сейчас мы сыграем гамму Ре минор. При движении по квартовому кругу от Ля минора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом, в Ре миноре будет один бемоль, то есть Си-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ре минор мы начинаем с ноты Ре и получаем последовательность — Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, но только нота Си будет с бемолем. И трезвучие, тоже от Ре через одну — Ре, Фа, Ля и обратно. (На саксофоне играем от Ре первой октавы, для того что бы уложиться в среднем диапазоне.)

Для того, чтобы узнать следующую гамму, необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Ре минор, в которой четвёртой ступенью является нота Соль, соответственно, сейчас мы сыграем гамму Соль минор. При движении по квартовому кругу от Ля минора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом, в Соль миноре будет уже два бемоля, то есть Си-бемоль и к нему добавится Ми-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Соль минор мы начинаем с ноты Соль и получаем последовательность — Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, только ноты Си и Ми будут с бемолями. (На саксофоне играем от ноты Соль первой октавы.) И трезвучие, тоже от Соль через одну — Соль, Си-бемоль, Ре и обратно.

В Соль миноре четвёртая ступень До, значит, сейчас мы сыграем гамму До минор в которой три бемоля, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, как в предыдущей гамме, и к ним добавляется Ля-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, поэтому в тональности До минор мы начинаем с ноты До и получаем последовательность — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До и обратно, но только ноты Си, Ми и Ля будут с бемолями. И трезвучие, тоже от До через одну — До, Ми-бемоль, Соль и обратно. (На саксофоне играем от До второй октавы.)

В До миноре четвёртая ступень Фа, сейчас мы сыграем гамму Фа минор (на саксофоне от ноты Фа первой октавы), в которой четыре бемоля, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль и Ре-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Фа минор мы начинаем с ноты Фа и получаем последовательность — Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля и Ре будут с бемолями. И трезвучие — Фа, Ля-бемоль, До и обратно.

В Фа миноре четвёртая ступень Си-бемоль, следующая гамма Си-бемоль минор, в которой пять бемолей, то есть, Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль и Соль-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Си-бемоль минор мы начинаем с ноты Си и получаем последовательность — Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре и Соль будут с бемолями. В случае, когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, то есть в гамме Си-бемоль минор будут все ноты с бемолями кроме До и Фа. Трезвучие — Си-бемоль, Ре-бемоль, Фа, и обратно. (На саксофоне играем от ноты Си-бемоль первой октавы.)

В Си-бемоль миноре четвёртая ступень Ми-бемоль, следующая гамма Ми-бемоль минор в которой шесть бемолей, то есть Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль, Соль-бемоль и До-бемоль (порядок появления бемолей: «Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа»). Для До-бемоля аппликатура как для ноты Си. Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ми-бемоль минор мы начинаем с ноты Ми и получаем последовательность — Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре, Соль и До будут с бемолями.

В случае, когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, то есть, в гамме Ми-бемоль минор будут все ноты с бемолями кроме Фа. Трезвучие — Ми-бемоль, Соль, Си-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ми-бемоль первой октавы.)

Переходим на диезные тональности, воспользовавшись энгармонической заменой. В Ми-бемоль миноре шесть бемолей, а в Ре-диез миноре шесть диезов, то есть, в Ре-диез миноре будет шесть диезов — Фа-диез, До-диез, Соль-диез, Ре-диез, Ля-диез и Ми-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ре-диез минор мы начинаем с ноты Ре и получаем последовательность нот — Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, но все ноты с диезами, кроме Си. И трезвучие — Ре-диез, Фа-диез, Ля-диез и обратно. (На саксофоне играем от Ре-диеза первой октавы.)

В Ре-диез миноре четвёртая ступень Соль-диез, следующая гамма Соль-диез минор. Теперь количество знаков будет уменьшаться, то есть в Соль-диез миноре будет пять диезов — Фа-диез, До-диез, Соль-диез, Ре-диез и Ля-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Соль-диез минор мы начинаем с ноты Соль и получаем последовательность нот — Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, все с диезами, кроме Ми и Си. Трезвучие — Соль-диез, Си, Ре-диез и обратно. (На саксофоне играем от ноты Соль-диез первой октавы.)

В Соль-диез миноре четвёртая ступень До-диез, следующая гамма До-диез минор. В До-диез миноре четыре диеза — Фа-диез, До-диез, Соль-диез и Ре-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, и, соответственно, в тональности До-диез минор мы начинаем с ноты До и получаем последовательность нот — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До и обратно, все с диезами, кроме Ля, Ми и Си. Трезвучие — До-диез, Ми, Соль-диез и обратно. (На саксофоне играем от До-диез второй октавы.)

В До-диез миноре четвёртая ступень Фа-диез. В Фа-диез миноре три диеза — Фа-диез, До-диез и Соль-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Фа-диез минор мы начинаем с ноты Фа и получаем последовательность нот — Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, три из них с диезами — Фа-диез, До-диез и Соль-диез. Трезвучие — Фа-диез, Ля, До-диез и обратно. (На саксофоне играем от ноты Фа-диез первой октавы.)

В Фа-диез миноре четвёртая ступень Си. В Си миноре два диеза — Фа-диез и До-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Си минор мы начинаем с ноты Си и получаем последовательность нот — Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, два диеза — Фа-диез и До-диез. Трезвучие — Си, Ре, Фа-диез и обратно. (На саксофоне играем от Си второй октавы.)

В Си миноре четвёртая ступень Ми. В Ми миноре один диез — Фа-диез (порядок появления диезов: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си»). Порядок нот «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си» никогда не нарушается, но в тональности Ми минор мы начинаем с ноты Ми и получаем последовательность нот — Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, одна с диезом — Фа-диез. Трезвучие — Ми, Соль, Си и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ми первой октавы.)

В Ми миноре четвёртая ступень Ля — круг замкнулся. Мы сыграли все двенадцать натуральных минорных гамм и трезвучий. Легко и непринуждённо.

А теперь стоит приступить к игре одноимённых натуральных мажорных и минорных гамм в двенадцати тональностях по квартовому кругу. Эффект от этих упражнений можно считать действительно достигнутым, когда вы будете твёрдо знать, какими нотами являются мажорные и минорные третьи, шестые и седьмые ступени во всех двенадцати тональностях.

Начнём с мажорной тональности, в которой нет знаков — До мажор. В миноре, в отличие от мажора, три ступени понижены (намеренно не указываю какие, так как в этом упражнении думать об этом не нужно), соответственно, в тональности До минор появляются три бемоля. Итак: До мажор — без знаков, До минор — три бемоля. В результате должно получиться:


 

Переходим к следующей паре одноимённых гамм по квартовому кругу. Для того, чтобы узнать следующие гаммы, необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущих гаммах. Только что мы играли гаммы До мажор и До минор, в обеих четвёртой ступенью является нота Фа, соответственно, сейчас мы сыграем гаммы Фа мажор и Фа минор. При движении по квартовому кругу от До мажора и До минора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом, в Фа мажоре будет один бемоль, а в Фа миноре на три больше, то есть четыре бемоля.

Си-бемоль мажор — два бемоля, Си-бемоль минор — пять бемолей. Ми-бемоль мажор — три бемоля, Ми-бемоль минор — шесть бемолей. Ля-бемоль мажор — четыре бемоля, вместо Ля-бемоль минора, в котором семь бемолей, будем играть энгармонический аналог, то есть Соль-диез минор — пять диезов. Ре-бемоль мажор — пять бемолей, До-диез минор — четыре диеза. Фа-диез мажор — шесть диезов, Фа-диез минор на три диеза меньше, то есть три диеза. Си мажор — пять диезов, Си минор на три диеза меньше — два диеза. Ми мажор — четыре диеза, Ми минор — на три диеза меньше — один диез. Ля мажор — три диеза, Ля минор — без знаков. Ре мажор — два диеза, Ре минор — один бемоль. Соль мажор — один диез, Соль минор — два бемоля. В Соль мажоре и Соль миноре четвёртая ступень До — круг замкнулся. Мы сыграли одноимённые натуральные мажорные и минорные гаммы в двенадцати тональностях по квартовому кругу. Просто праздник какой-то.

В дальнейшем, пользуясь таким методом вычислений, стоит учить сразу в двенадцати тональностях все лады и аккорды, все виды их арпеджио, все секвенции и стандартные музыкальные фразы. Это занятие чрезвычайно расширяет свободу выбора музыкально-выразительных средств, улучшает технику исполнения, и, наконец, не позволяет лениться мозгу, принося музыканту множество приятно и полезно проведённого времени.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9