Глава 37 • История
современной музыки в двух словах
Искусство неразрывно связано
с историческими процессами, научным
прогрессом и духовным мировоззрением
человека. Громаднейшее влияние на всё
происходящее в музыкальной культуре в ХХ-ом
веке и по нынешнее время оказали именно те
два события, о которых пойдёт речь. Более
двух с половиной тысяч лет назад, были
сформулированы в соответствии с
математическими расчётами интервальных
величин «Пифагорейский Строй» и «Гармония
Сфер», ставшие основой, и указавшие
направление дальнейшего развития всей
европейской музыки. Пифагор Самосский
(древнегреческое Πυθαγόρας ό Σάμιος,
латинское Pythagoras; 570 — 490 гг. до н.
э.) — древнегреческий философ, математик и
мистик, создатель религиозно-философской
школы пифагорейцев, именно ему приписываются
эти изобретения. С той поры европейская
музыка пошла по пути развития гармонии, то
есть, основное внимание уделялось
звуковысотности. С помощью сочетания
различных тонов как последовательно, так и
одновременно создаётся весь спектр
настроений. Однако такое усложнение
взаимоотношений между тонами обусловило
упрощение ритмической составляющей, так как
непростые ритмы слишком усложняли сочинение
исполнение музыки и её восприятие. В
дальнейшем это привело к тому, что
европейские ритмы фактически свелись к
вальсу «Ум-ца-ца, Ум-ца-ца...» и
польке-бабочке «ТА-та-Та-та, ТА-та-Та-та...»,
а слух был с течением времени жёстко
привязан к равномерно-темперированному строю
— это, конечно, утрированно и кощунственно,
но весьма недалеко от истины.
Второе событие произошло
более пятисот лет назад — открытие Америки
(12 октября 1492 года). Христофор Колумб
(генуэзец на службе Испании) во главе
экспедиции в составе 91 человека на судах
Санта-Мария, Пинта и Нинья достиг Багамского
архипелага и высадился на остров
Сан-Сальвадор. Дальнейший ход истории
разделил Америку, состоящую из двух
континентов, на четыре зоны влияния —
английскую, французскую, испанскую и
португальскую. Кто же отправился осваивать
новые территории? В первую очередь,
разумеется, это были военные и всякие
«крутые парни», искавшие богатства и славы
на новых территориях. Короче говоря,
разнообразные бандиты. В Новом Свете для
начала, чтобы никто не мешал творить великие
дела, уничтожили местное население —
индейцев. Затем новые хозяева стали
выяснять, кто из них самих наиболее крутой и
сильный, начав делить награбленное добро уже
между собой. Произошёл естественный отбор,
выжили сильнейшие, но попутно были
уничтожены почти все, кто мог заниматься
сельским хозяйством и животноводством. Таким
образом, крутые парни оказались голодными,
но зато сидящими на мешках с золотом. И тут
им в голову пришла замечательная идея —
привезти в Америку дешёвую рабочую силу —
чернокожих рабов из Африки. Европейцы уже
имели достаточно большой опыт в порабощении
различных народов, и они прекрасно знали —
чтобы избежать недовольства и восстаний
среди рабов, в первую очередь необходимо
уничтожить культуру их народа. Поэтому когда
африканцев везли в Америку, им не позволяли
брать с собой музыкальные инструменты, а на
новом месте не разрешали ни петь, ни
танцевать, только работать, работать и ещё
раз работать, с небольшими перерывами на сон
и скудную еду. Такой ритм жизни и тяжёлый
физический труд быстро приводили к
заболеваниям, раннему старению и высокой
смертности. Однако цены работорговли
постепенно стали достаточно высоки, и такое
отношение стало крайне невыгодно для
рабовладельцев. Им пришлось давать рабам
отдыхать, причём не только физически, но и
морально, то есть рабам стали позволять петь
и танцевать. Постепенно различные
демократические процессы привели к тому, что
чернокожее население смогло использовать в
своём музицировании гитару и фортепиано. И
вот тут то и произошёл переломный момент!
Дело в том, что у африканских народов
развитие музыкальной культуры шло совсем по
иному пути развития, нежели у европейцев. В
отличие от Европы, в Африке более двух с
половиной тысяч лет продолжал развиваться
ритм, а гармония не развивалась совсем, то
есть, использовался всего один лад, причём
не укладывающийся в рамки
равномерно-темперированного строя. Лад
состоял из шести тонов, два из которых были
подвижны, то есть высота тона находилась
«между» европейских нот. Эти тона в
современной терминологии имеют название «блюзовая
зона», и предназначены для получения
различных оттенков настроения музыкальных
фраз. Таким образом, выходцам с африканского
континента пришлось изобретать способы
исполнения своей народной музыки на
европейских музыкальных инструментах с
равномерно-темперированным строем.
Одновременное звучание мажора в
аккомпанементе и минора в мелодии напоминало
«нестройное» звучание африканских
аутентичных песен — так родился «блюз»
(английское — Blues).
Рабочие песни, бродячие
театры менестрелей, духовные песнопения —
всё это корни блюза, эстетика которого была
далека от европейского классического
искусства. Бельканто (итальянское Bel сanto
— красивое пение) не подходило для рассказа
о тяжёлой жизни афроамериканцев на
плантациях. В пении часто использовались
«немузыкальные» звуки — хрипы, стоны,
вскрики и другие художественно-выразительные
средства несвойственные рафинированному,
чопорно прекрасному, и, в некотором роде,
лицемерному искусству Европы. Белокожие
выходцы из Англии сначала смеялись, ведь им
казалось, что африканцы не умеют петь, даже
в ноты не попадают. А ритмы вообще
воспринимались как совершенный хаос для
нетренированного европейского слуха. Да и
стоит ли этому удивляться, ведь мы уже
упоминали, что за контингент европейского
населения отправились в Америку. Какие песни
они привезли с собой? Бандитские песни
портовых кабаков? Однако постепенно белые
выходцы из Европы стали прислушиваться,
привыкать к экзотическому звучанию и
чернокожим музыкантам. Появились даже
любители и ценители «чёрного» искусства.
Через некоторое время особо одарённые
афроамериканцы стали появляться в
увеселительных заведениях не только в
качестве слуг для грязной работы, но и как
артисты, выступающие даже за деньги. К тому
времени кроме гитары и фортепиано в арсенале
чернокожих музыкантов появились и духовые
инструменты, в большом количестве и недорого
продававшиеся после окончания войны и
расформирования военных оркестров.
Техническое состояние этих инструментов было
довольно плачевным, что неудивительно для
музыкальных инструментов прошедших войну и
побывавших на передовой. Так вот, эти
дырявые трубы и тромбоны способствовали
появлению такого же «грязного» звучания, как
и у блюзового вокала, что только добавляло
естественности в «чёрную» эстетику музыки.
Первое время афроамериканцы исполняли только
свои чёрные блюзы, наполненные рассказами о
своей тяжёлой судьбе. Однако, через
некоторое время, им пришлось несколько
поменять своё звучание, так как люди
приходили в кабаки отдыхать, а бесконечное
нытьё бывших обездоленных рабов стало просто
раздражать, захотелось чего-нибудь
повеселее, да и всё больше белокожих
посетителей стало появляться в таких
увеселительных заведениях. Чёрные музыканты
стали использовать в качестве материала
различные популярные «белые» песни, мелодии
из мюзиклов, традиционные английские песни,
но играли их по своему, сильно видоизменяли,
и много импровизировали на эти темы, таким
образом, появился «джаз» (английское — Jazz).
Несколько позднее появился «ритм-энд-блюз»
(английское — Rhythm and Blues), в котором
поэтические темы блюза не претерпели особых
изменений, а вот музыка стала повеселее. В
первую очередь несколько ускорился темп, а в
мелодии стали чаще встречаться мажорные
ноты. Примерно в это время достаточно
большое количество белых музыкантов США
дозрели до того чтобы использовать
изобретения афроамериканцев. И когда белые
музыкальные продюсеры решили попробовать
обогатиться на новом виде искусства, они
адаптировали для белого слушателя
ритм-энд-блюз, несколько упростив и
«увеселив» его музыкальный язык, заменив
«чёрные» поэтические тексты на незатейливые
стихи на тему «женщина и цветы», то есть, о
любви, придав таким образом товарный вид.
Собственно, таким вот образом родился
«рок-н-ролл» (английское — Rock-n-Roll), из
которого в дальнейшем появилось множество
различных стилей объединённых общим именем
«рок» (английское — Rock).
Параллельно с этими
процессами не остановилось и развитие
чёрного блюза. Ритм-энд-блюз привёл к
появлению музыки «соул» (английское — Soul),
которая в свою очередь, претерпев некоторые
изменения, превратилась в «фанк» (английское
— Funk). Чёрный фанк дал рождение культуре «хип-хоп»
(английское — Hip-Hop). Стремление хитрых
продюсеров привлечь белую аудиторию
заставило некоторых фанковых музыкантов
упростить ритм и привело к появлению «диско»
(английское — Disco), из которого
впоследствии появилась вся современная
танцевальная музыка.
Развитие джаза всё это время
шло своей дорогой в сторону освоения всё
большего количества достижений европейской
музыкальной науки, что привело к появлению
множества различных синтетических стилей.
Постепенно усложнялись используемые
гармонические последовательности и само
строение используемых аккордов, а
следовательно, увеличивалось количество
используемых ладов. Например, различные
«авангардные» стили академической музыки
конца XIX-го, начала XX-го века в слиянии с
джазом во второй половине 1950-ых годов дали
жизнь стилю «фри-джаз» (английское — Free
Jazz). А в конце 1960-ых появился сплавивший
в себе множество элементов стиль «джаз-фьюжн»
(английское — Jazz Fusion).
Так же, как соединение
африканской и английской культур привело к
появлению американского джаза, так и
сочетание африканской, португальской и
испанской образовало латиноамериканскую
культуру, которая подразделяется на
несколько самостоятельных, имеющих очень
большие различия между собой. Бразильскую,
как производную от португальской и
африканской. Афро-кубинскую, получившуюся
вследствие слияния африканской и испанской,
на которую в свою очередь достаточно сильное
влияние оказала арабская культура, из-за
длительного господства мавров на Пиренейском
полуострове. А так же мексиканскую, где
кроме африканцев и испанцев оставили след
выжившие в ходе завоевания Нового Света
американские индейцы.
Всё это не могло не сказаться
на академической музыке. В конечном итоге
джаз и блюз оказали серьёзное влияние на
сочинения профессиональных композиторов не
только Европы, но и всего мира. Когда же
джаз стал соединяться с музыкой различных
народов, стали появляться национальные виды
джаза, что сделало его ещё более
разнообразным и многогранным. В нашу эпоху
всеобщей глобализации и всепроникающего
постмодерна, такая космополитичная и
многогранная, рождённая на стыке двух
цивилизаций белой и чёрной расы, современная
импровизационная культура под общем именем
«Джаз», совместно со своими многочисленными
потомками как нельзя лучше отображают
происходящее в окружающей нас
действительности и позволяют от этой
действительности уходить, как в прошлое, так
и в воображаемые миры.
Вот так стремительно мы
пробежались гигантскими шагами по событиям
прошлого века. И у нас получилась краткая
история современной музыки, правда не в двух
словах, а в двух именах — Пифагор и Колумб.
|