English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 43 • Мажоро-минорная структуризация ладов

Если принять за точки отсчёта натуральный мажор и натуральный минор, повышенные ступени за мажорные, а пониженные за минорные, то можно получить таблицу, отображающую мажоро-минорную структуризацию диатонических и симметричных ладов. Образно примем мажор за «весело», а минор за «грустно». Повышая или понижая ступени, мы будем получать различные оттенки «настроения».

Натуральный мажор полностью совпадает ионийским ладом (Ио́ния, от древнегреческого ἡἸωνία, латинское Ionia, область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря) и соответствует мажорному септаккорду. Если в натуральном мажоре понизить седьмую ступень, то есть сделать её минорной, лад станет немного «грустнее», чем натуральный мажор, и будет называется миксолидийский лад (от греческого myxa — смешиваемый и Lydia, Λυδία — государство Лидия, территория которого занимала центральный район западной части Малой Азии), этот лад ещё имеет название миксолидийский мажор и соответствует доминантсептаккорду, который отличается от мажорного септаккорда пониженной седьмой ступенью.

Ионийский лад (натуральный мажор)

 

Миксолидийский лад

 

Натуральный минор полностью совпадает с эолийским ладом. Эолийцы, от древнегреческого Αἰολεῖς — одно из основных древнегреческих племён. Получили название от легендарного героя Эола, бывшего, согласно греческой мифологии, одним из сыновей Эллина и считавшегося родоначальником племени. Если в натуральном миноре повысить шестую ступень, то есть сделать её мажорной, то мы получим лад немного «веселее», чем натуральный минор, с настроением, которое можно охарактеризовать как «светлая грусть». Он именуется дорийский лад. Дорийцы, от древне-греческого Δωριεĩς (Dorians), являлись одним из основных древнегреческих племён. Этот лад имеет ещё одно название — дорийский минор. Эолийский и дорийский лады соответствуют минорному септаккорду.

Эолийский лад (натуральный минор)

 

Дорийский лад

 

Таким образом, существует лад веселее, чем натуральный мажор, с настроением «дурашливого веселья». Для этого повысим четвёртую ступень и результатом будет лидийский лад. Лидийцы, от греческого Λυδία — Lydia, или меоны — исчезнувший народ, говоривший на лидийском языке лувийской подгруппы анатолийской группы (или ветви) индоевропейских языков. Лидийский лад соответствует мажорному септаккорду.

Лидийский лад

 

Ещё есть лад, который грустнее натурального минора, с «мрачноватым» настроением. Относительно натурального минора будет понижена вторая ступень и он называется — фригийский лад. Фригия, от греческого Φρυγία (Phrygia) — внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Фригийский лад соответствует минорному септаккорду.

Фригийский лад

 

Настроение «мрачной безысходности». В этом ладе относительно натурального минора будут понижены вторая и пятая ступени, и он носит название — Локрийский лад. Локрида (греческое Lokrís) — в древности область Центральной Греции, населённая племенами локров. Локрийский лад считается условно-диатоническим, так как имеет в своём основании уменьшённое трезвучие и соответствует полууменьшённому септаккорду.

Локрийский лад

 

«Вселенская скорбь под воздействием тяжёлых психотропных веществ». Этот восьмиступенный лад относится к так называемым симметричным ладам и имеет несколько имён: «гамма Римского-Корсакова», «гамма тон-полутон», «тритоновый лад», мы же будем называть его «уменьшенный лад» — этот лад состоит из чередующихся ступеней двух соседних уменьшенных септаккордов. Интервалы между ступенями уменьшенного лада постоянно чередуются: тон, полутон, тон, полутон, тон, полутон, тон, полутон. Уменьшенный лад соответствует уменьшенному септаккорду.

Уменьшенный лад

 

Но всё не так ужасно, как может показаться на первый взгляд, и существует лад гораздо веселее самого весёлого, практически сказочно-волшебный. Этот шестиступенный симметричный лад называется «увеличенный», а ещё его называют «целотонный», так как между всеми его ступенями интервал в один тон. Увеличенный лад состоит из чередующихся ступеней двух увеличенных трезвучий, находящихся на расстоянии одного тона. Если сравнить его с натуральным мажором, то получится, что четвёртая, пятая и шестая ступени повышены, а седьмая при повышении совпала с первой и исчезла. Увеличенному ладу соответствует увеличенное трезвучие.

Увеличенный лад

 

Таким образом, мы получили данные для таблицы отображающей мажоро-минорную структуризацию диатонических и симметричных ладов, в которой настроение постепенно меняется от позитива до негатива, что обусловлено количеством мажорных и минорных ступеней присутствующих в ладе:

 

Следуя этому принципу, можно построить ещё некоторое количество диатонических и условно-диатонических ладов, которые могут быть симбиозом различных натуральных ладов или самостоятельными ладовыми построениями. Приведу для примера «миксолидийско-лидийский» лад, вобравший в своё строение седьмую минорную ступень миксолидийского лада и четвёртую повышенную ступень лидийского. Одна повышенная ступень уравновешивается одной пониженной и по уровню «мажоро-минорности» этот лад примерно равняется натуральному мажору, если, конечно, не учитывать неравнозначность ступеней в структуре лада, но, в любом случае, он имеет свою неповторимую эмоциональную окраску. Этот лад соответствует аккорду C13(#11).

Миксолидийско-лидийский лад

 

«Уменьшенно-увеличенный» лад, который называют «альтерированным» ладом, складывается из двух половинок. Нижняя половина состоит из нот уменьшенного лада, а верхняя из увеличенного. В джазовой музыке нередко встречается аккорд C7alt, который состоит из следующих ступеней: 1, 3, 5, b7, b9, #9, #11, b13 — из них и построен альтерированный лад.

Уменьшённо-увеличенный лад (альтерированный лад)

 

Существует ещё множество всяческих ладов, которые имеют самые разно-образные настроения и окраски, достигнутые повышением или понижением ступеней. Некоторые лады под различными названиями встречаются в далёких друг от друга уголках света у разных народов. Например «цыганский» лад так же называют словом, имеющим собирательный образ — «восточный» лад, а в академической терминологии этот лад именуют «дважды гармонический мажор». Причём он так же очень близок по своему составу к другому ладу, который называют «арабский», «испанский», «еврейский», и отличается от цыганского лада седьмой пониженной ступенью.

Цыганский лад

 

Кроме семиступенных ладов европейского происхождения существуют и куда более древние лады, устройство которых так же можно описать с помощью повышенных и пониженных ступеней. Однако эти лады имеют совершенно другую структуру, так как имеют не одну тонику, а два равноценных устойчивых тона. Минорная пентатоника — традиционное название древнейшего лада, встречающегося по всей Земле и по сей день. Однако здесь в терминологии образовалась небольшая путаница. Дело в том что в этом ладе не пять звуков (греческое penta - пять), а шесть, так как верхний звук имеет совершенно отличное значение от нижнего, то есть является не первой ступенью в более высокой октаве, а шестой ступенью в ладе, то есть второстепенной ступенью относительно второго устойчивого тона. Но, так как мы пользуемся европейской терминологией, то и обозначения ступеней будут соответствующие.

Минорная пентатоника

 

Вторым древнейшим ладом является мажорная пентатоника, которая не менее распространена и популярна у различных народов мира на протяжении многих тысячелетий. В этом ладе тоже шесть звуков, из которых два являются относительно устойчивыми тонами.

Мажорная пентатоника

 

В самом начале двадцатого века блюзовые музыканты добавили к минорной пентатонике ещё одну ноту — пятую пониженную ступень, и появился минорный блюзовый лад, который чрезвычайно распространён в современной музыке в самых различных стилях и направлениях.

Минорный блюзовый лад

 

Немного позднее появился и мажорный блюзовый лад, который чаще всего используется в паре с минорным блюзовым ладом, и они образуют мажоро-минорную блюзовую систему, которая способна отразить целый спектр настроений в музыкально-художественных образах современности.

Мажорный блюзовый лад

 

Начинать изучать лады стоит с натурального мажора, так как именно ступени натурального мажорного лада являются «точкой отсчёта», то есть все остальные лады можно построить, зная какие ступени нужно повысить или понизить относительно натурального мажора. К тому же хорошее знание этого лада не только будет способствовать при чтении нотного текста с листа, но и очень поможет при подборе мелодий на слух, так как большое количество популярных песен основано на натуральном мажоре.

Натуральный мажор

 

И, конечно же, после этого сразу стоит приступить к постепенному освоению трёх видов минора: натурального, гармонического и мелодического, так как в миноре написано подавляющее большинство популярных песен в европейской музыкальной культуре. Практически в одном произведении встречаются все три вида минора, так как использование того или иного лада связано с аккордами в гармонической последовательности и с направлением движения мелодии. Как правило, тонической и субдоминантовой гармоническим функциям соответствует натуральный минор. Восходящему и нисходящему движению мелодии на функцию доминанты, а также опеванию тоники лада, соответствует гармонический минор. По правилам классической гармонии мелодический минор может соответствовать как тонике, так и доминанте, но только в восходящем движении мелодии.

Натуральный минор,
гармонический минор,
мелодический минор (только в восходящем виде)

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9