ЧАСТЬ VI • ОБРАЗОВАНИЕ.
ПРОФЕССИЯ. МУЗЫКА
Глава 54 • Восприятие музыки
Артисты выступают для того,
чтобы доставить публике удовольствие,
привнести в жизнь людей РАДОСТЬ. Технология
вторична, то есть даже если исполнитель не
попадает в ноты и ритм, но публике приятно
то, что он делает, значит это удачный
концерт и замечательный артист.
Техническое качество
исполнения находится на совести музыканта и
должно быть одним из предметов его
артистической гордости, однако это не
значит, что зрителю стоит обращать всё своё
внимание исключительно на недочёты и
погрешности в технике исполнения. Если
слушатель занимается поиском недостатков
артиста, это значит, что выступление не
затрагивает его поэтического восприятия. В
этом может быть виноват как исполнитель,
страдающий низкой эмоциональностью
выступления, так и сам зритель со слабой
способностью чувствовать и склонностью к
занудству. Разумеется, очень большое
значение имеют вкусовые пристрастия
слушателя, его культурная образованность и,
конечно же, умение воспринимать нечто для
себя новое и неизведанное. Как же получаются
действительно хорошие концерты? В первую
очередь успех зависит от личности, харизмы
ведущего солиста музыкального коллектива, от
силы его энергетической подачи. Если лидер
хорош, то и другие участники ансамбля или
оркестра будут стремиться выдать полную
мощность своей энергетики. Зрители
заинтересовываются происходящим действием,
видя, что сами музыканты испытывают
наслаждение от своей игры, публика
вовлекается в происходящее и начинает
отдавать многократно усиленную полученную
энергию обратно артистам, которые в свою
очередь, вдохновлённые таким приёмом, играют
ещё лучше. Эмоциональный уровень системы
взаимодействия артистов и публики может
подняться до чрезвычайных высот, что,
собственно, и создаёт магическое действо,
которое можно назвать удачным концертом.
Помешать этому может «балласт», который
может быть как на сцене в виде безучастных,
невыразительных музыкантов, которые, как
правило, просто не способны успешно
справиться с исполнением музыки чисто
технически, так и среди публики в виде
критически настроенных индивидов, которые
пришли на концерт не для того, чтобы
получить от него удовольствие, а для
самоутверждения в роли критиков, наделённых
единственно верным и неповторимым идеальным
музыкальным вкусом. Получается, что
действительно хороший концерт может
получиться только при всеобщих совместных
усилиях и артистов, и публики. Для этого
музыкантам следует самоотверженно
выкладывать свои обнажённые эмоции на
всеобщее обозрение, а публика должна быть
готова прочувствовать эти эмоции, и
стремиться получить наслаждение от
выступления артистов.
Существует такое чрезвычайно
грустное явление, как профессиональная
деформация, при котором музыкант не способен
воспринимать музыку как целостное
произведение искусства и испытывать от этого
эмоции, как обыкновенный слушатель, а только
разбирает выступление на запчасти и
оценивает их по отдельности. Это, к
глубокому сожалению, скорее напоминает
вивисекцию, то есть проведение хирургических
операций над живым организмом с целью
исследования его функций, и совершенно не
имеет ничего общего с наслаждением
прекрасным произведением искусства. Причём
это касается не только музыки, но и любых
других видов искусств.
Человеку нравится то, что ему
знакомо. Именно на этом эффекте основана
музыкальная индустрия. Если запустить в
жёсткую ротацию по радио, телевидению и в
Интернете любое произведение, любого
артиста, то через некоторое время его не
только будет знать огромное количество
людей, но и обязательно появятся поклонники
и «своя» публика. К огромному сожалению,
люди, занимающие решающие роли в
шоу-бизнесе, как правило, далеки от музыки и
искусства, и подходят к своей работе, как к
продаже некого «товара», не задумываясь о
художественной ценности своего музыкального
продукта и его воздействии на публику. В
конечном итоге, это крайне негативно
сказывается на культурном уровене населения,
но бизнесменов это не беспокоит. Конечно же
время неизбежно расставит всё на свои места,
то есть в памяти следующих поколений
останутся только действительно достойные
артисты. Дело в том, что произведения и
исполнители, не представляющие из себя
ничего кроме «товара», задержатся только в
сознании поколения людей в чьей молодости их
активно «рекламировали». Без постоянных
финансовых вливаний про таких «звёзд»
публика очень быстро забывает. Если вопрос
по поддержке и развитию культуры и
искусства, а также всеобщего образования в
этих областях, не решается на уровне
государственных программ, то
цивилизованность народонаселения в целом
постепенно снижается, что несомненно
приведёт к культурной катастрофе, так как
даже у тех артистов-самородков, которые всё
равно появятся несмотря ни на что, просто не
будет публики, способной адекватно
воспринимать их произведения. Чем
оборачивается для государства в целом такое
безрассудное отношение к культуре и
искусству можно проследить на многочисленных
печальных примерах на протяжении всей
известной истории человечества. Как правило,
музыкальные и художественные вкусовые
пристрастия человека в основном формируются
в подростковом и юношеском возрасте и
остаются с ним на всю жизнь. Однако
достаточно большое влияние на культурный
уровень имеет и та музыка, фильмы и книги,
которые окружают ребёнка с младенчества.
Бездумно позволяя проникать в ваше сознание
и сознание вашего ребёнка низкосортным
порождениям коммерческой индустрии
развлечений, вы наносите непоправимый вред
не только себе и близким, но и в какой-то
степени культуре всего современного и
будущего человечества. Стоит стремиться к
тому, чтобы вас окружали только самые
прекрасные и достойные произведения искусств
и культуры. |