English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 56 • Критика

«Если не можешь помочь — не мешай!» — народная мудрость. Артист (с большой буквы), как и любой другой творец, никогда не будет обсуждать чужого творчества, так как сам знает, чего стоит создать хоть что-то. Музыкантам, достигшим определённого уровня, критика совершенно не нужна, так как они сами знают и свои достоинства, и свои недостатки, и любая критика будет восприниматься как оскорбление — и это нормально. Если всё же потребуется взгляд со стороны, что на самом деле бывает крайне редко, то обычно обращаются к коллеге и в приватной обстановке — «кухня» не должна выноситься на всеобщее обозрение. Критика уместна только в учебном классе, от учителя к ученику, и нигде более. Критикам не стоит забывать, что музыканты — личности очень ранимые и тонкие, но при этом чрезвычайно злопамятные и жестокие. Возмездие может быть в высокой степени тактически выверенным и мощным. Не стоит недооценивать дипломатические способности музыкантов.

Сейчас любой желающий имеет возможность опубликовать своё мнение в виде комментариев в Интернете, однако это явление, как правило, превращается в нескончаемый поток помоев, выливаемых на артиста. Дело в том, что люди, которым близко творчество артиста, в основном ограничиваются отметкой «мне нравится», а вот доморощенные критики различной степени озлобленности с превеликим удовольствием пишут свои пасквили, причём не только не стесняясь в выражениях, но и переходя на личности. При этом такие рецензенты объясняют своё поведение свободой слова и выражения своих мыслей. Однако, на мой взгляд, Интернет уже давно является не только публичным местом, но и средством массовой информации. Именно поэтому стоит как минимум выбирать выражения при написании комментариев, а было бы ещё лучше, если бы такие «искусствоведы», «специалисты по всем вопросам» и «личности, обладающие эталоном вкуса» иногда задумывались о том, стоит ли им вообще высказываться или нет. Своё личное мнение уместно озвучить в приватной беседе, а не кричать об этом во всеуслышание. Перед тем как опубликовать комментарий в Интернете, было бы не лишним задуматься о том, смогли бы вы сказать в лицо артисту всё что вы там пишете, и в каких выражениях это можно было бы сделать. При этом необходимо помнить, что существует не только ответственность перед законом за оскорбление, но и достаточно велика возможность получения физических травм различной степени тяжести.

Стоит резко разграничивать высказывание личного мнения и нанесение оскорбления. На первый взгляд может показаться, что грань между ними не такая уж и явная, однако это вовсе не так. Существуют вполне конкретные нормы этики, которые продиктованы элементарной логикой и здравым смыслом. Совершенно бесспорно, что нет ничего более субъективного, чем музыкальный вкус. Личные пристрастия и вообще вкус к чему угодно носят крайне личностный характер. Как сказал классик: «У всякого свой вкус: один любит арбуз, другой свиной хрящик». Если кто-либо считает себя выше всех окружающих людей и думает, что вправе выносить единоличный вердикт по вопросам искусства, то этот человек как минимум является беспардонным хамом, а возможно, что в той или иной степени он наделён серьёзным психическим расстройством, которое называют манией величия. Если лично вам что-либо не нравится, то вы вполне имеете право показать своё отношение, то есть именно сказать в той или иной форме: «Мне вот это не нравится». Причём, конечно же, можете обосновать и объяснить, по какой причине вам не нравится, и почему это не совпадает с вашими личными представлениями о прекрасном. Высказывания, типа: «Это дрянь и ерунда» и тому подобные заявления с использованием лексики различной степени приличия наносят прямое оскорбление не только автору произведения искусства, но и несут в себе неуважение к вкусам других людей, которым это произведение нравится. Почувствуйте разницу, в одном случае выражается личное отношение, в другом же ставится безапелляционная, выдаваемая за объективную, оценка. Люди слишком активно высказывающие своё негативное отношение, как правило, просто пытаются возвысить себя за счёт унижения окружающих, пытаясь таким образом справиться со своим личным комплексом неполноценности. Да и вообще такой метод изначально деструктивен. Стоит быть крайне осторожным в своих высказываниях, если у вас есть желание не попадать в некрасивые ситуации, а также быть действительно культурным человеком.

Мы живём в эпоху информации, которой стало настолько много, что этот поток просто необходимо подвергать жёсткой фильтрации. Личность и поведение человека во многом зависят от того, какой информацией он позволяет наполнять свою голову. Нынешнюю публику уже трудно чем-либо удивить, и поэтому развитие качества подачи материала средствами массовой информации достигло чрезвычайного накала, но, к сожалению, всё это выражается в том, что на людей выливается огромное количество негатива. «Жёлтая пресса» в погоне за «клубничкой» не гнушается никакими средствами, забывая при этом, что она, кроме всего прочего, формирует и модель поведения современного человека. Нас окружает огромный поток негативной информации, и, внося в него свою лепту, вы рискуете погрязнуть в нём сами и утопить других людей. Лично мне симпатичны люди, которые излучают только позитивную информацию. О своих проблемах и недостатках люди и так прекрасно знают, и напоминать им об их изъянах не стоит, так как ни к чему хорошему это не приводит. Если указать хромому на то, что он хромой, он не исцелится от этих слов, а только расстроится. Положительные высказывания не только поднимают эмоциональный фон и жизненный тонус, но и вдохновляют на работу над своими слабыми сторонами, на новые свершения, причём это касается не только культуры и искусства, но и всей жизни в человеческом обществе в целом.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9