English  

Новинки•История•Афиша•Уроки•

 
         
 

 
     
 

Глава 59 • Этикет Артиста

Самое главное — Артист в любой ситуации должен оставаться Человеком. Во время концертного представления артист в некотором смысле является оратором, выступающим перед массовой аудиторией. «Звёздная болезнь» в какой-то степени конечно входит в сам образ и ремесло артиста. Держать определённую дистанцию с публикой нужно, но не стоит доводить это до абсурда, и тем более некрасиво проявлять барские замашки, и уж совсем недопустимо хамство. Стоит чётко разделять своё общение с публикой, с коллегами-музыкантами, а так же с организаторами концертов. Любая заносчивость в общении с коллегами выглядит, по меньшей мере, комично и рано или поздно обязательно скажется на вашей степени востребованности как артиста. Не давайте садиться себе на шею. Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они обращались с вами.

Даже если вы выступаете в коровнике, доярки и трактористы пришли на концерт в рабочей одежде, Артист всенепременно должен быть в концертном костюме. При этом нужно требовать от организаторов достойных условий для выступления. Помните, что публика не виновата в халатности администрации, а вы обязаны сохранить всеобщее уважение к профессии Артиста. И это вовсе не какой-то там снобизм, а необходимые требования для успешного выступления, то есть в первую очередь это нужно самой публике для того, чтобы получить от концерта действительно прекрасные впечатления.

Если во время концертного выступления кто-то из музыкантов вашего коллектива сыграл что-то не так, как задумывалось, не стоит смотреть на него укоризненным испепеляющим взглядом, это наверняка заметит публика, и не только отвлечётся от восприятия музыкально-художественного образа, но и сформирует соответствующее негативное отношение. Тем более нельзя на сцене во время выступления обсуждать какие-либо технические вопросы, во всяком случае так, чтобы это было заметно зрителям. Ну и совсем уж безобразно выглядит, когда музыканты ругаются на сцене между собой.

Один из самых часто встречающихся недостатков в организации размещения артистов на сцене — положение пюпитра, то есть напольной подставки для нот, которая закрывает лицо и инструмент музыканта. Полноценное концертное представление состоит не только из звука! Картинка и действия, которые созерцает зритель на протяжении выступления, имеют не меньшее значение! Пюпитр нужно устанавливать на уровне пояса, причём положение стенда, на котором располагаются ноты должно быть максимально приближено к горизонтальному, так чтобы не загораживать лицо и руки исполнителя. Также пюпитр можно располагать чуть в стороне, как правило, с левой стороны от исполнителя. Разумеется, для этого потребуются качественно напечатанные, разборчивые ноты. При этом читать нотный текст направляя глаза вниз вполне удобно, это не вызывает особых затруднений и имеет вполне эстетичный вид.

При публикации записей в Интернете обязательно указывайте авторов произведения. Даже если вы исполняете инструментальную версию песни, нужно указывать не только автора музыки, но и текста, потому что он, как правило, имеет не меньшее значение при создании произведения в целом. Если кроме названия ролика предусмотрено описание, то стоит указать место и время исполнения, а так же состав музыкального коллектива. При указании имени артистов и авторов сначала пишут имя, затем фамилию, причём обязательно с заглавной буквы. По моему мнению, состав музыкального коллектива стоит указывать не в порядке «субординации и выслуги лет», а в очерёдности согласно партитуре эстрадно-джазового ансамбля.

Таким образом, видео-ролик, размещённый в Интернете, например, на канале www.youtube.com, может сопровождаться следующей информацией:

 

 

• Имя Исполнителя — Название Произведения
    (Автор(ы) Произведения)
• Страна, Город, Название Клуба или Концертного Зала
    в котором произошло выступление — День Месяц Год
• Имя (вокал), Имя (труба), Имя (саксофон),
    Имя (тромбон), Имя (гитара), Имя (клавишные),
    Имя (бас), Имя (перкуссия), Имя (барабаны).

 

 

Если ваш коллектив исполняет произведения зарубежных авторов, то название произведения и имена авторов нужно указывать на оригинальном языке, то есть бразильские на португальском, афро-кубинские на испанском, североамериканские на английском и так далее. При этом состав музыкального коллектива стоит писать на языке международного общения, то есть на английском языке, так как велика вероятность, что смотреть ваше видео будут во всех уголках мира.

Информация примет такой вид:

 

• Artist Name — Song Name (Autor(s) Name)
• Country, Town, Name of club or Name of concert hall —
   Day Month Year
• Name (vocal), Name (trumpet), Name (saxophone),
   Name (trombone), Name (guitar), Name (piano),
   Name (bass), Name (percussion), Name (drums). 

 

 

То есть описание может получиться, например, такого вида:

 

• Elvis — Bιsame Mucho (Consuelo Velαzquez)
• USSR, Leningrad, Pelmennaya №1 — 01.05.2023
• Elvis Presley (vocal), Dizzy Gillespie (trumpet),
   Candy Dulfer (saxophone), Nils Landgren (trombone),
   Carlos Santana (guitar), Oscar Peterson (piano),
   Michael Peter «Flea» Balzary (bass),
   Giovanni Hidalgo (percussion), Ringo Starr (drums).

 

 

Существуют некоторые правила аранжировки музыкальных произведений, которые вполне разумны, естественны, и, в общем, сами собой разумеются, однако на практике достаточно часто игнорируются некоторыми малограмотными инструменталистами. В первую очередь стоит всегда помнить, что ни в коем случае нельзя мешать вокалу. То есть во время звучания вокала не должно быть никаких параллельных соло. Как правило, в большинстве стилей музыки единовременно может звучать только один солист, а все остальные участники музыкального коллектива или помогают солисту, аккомпанируя ему, или героически проявляют самообладание и исполняют паузы. То есть всё происходит как в беседе культурной компании людей с приличным воспитанием, каждый участник имеет право высказывания, но по очереди, не перебивая, при этом все внимательно слушают своих собеседников и уважительно относятся к высказываниям друг друга. Во многих стилях музыки используется «вопросо-ответная форма», таким образом часто «переговариваются» вокалист и инструменталист, то есть инструменталист играет в паузах между вокальными фразами. При этом в большинстве случаев первый куплет или первое проведение темы лучше оставить вокалиста одного, то есть дать прозвучать теме в «чистом» виде, без каких-либо дополнительных украшений, чтобы позволить публике сконцентрировать внимание на художественном замысле автора произведения. Разумеется, все эти правила касаются и игры в рамках джем-сешн.

Если в концертном выступлении не участвует конферансье, паузы между музыкальными произведениями должны длиться в идеале около двух секунд, не более. Соответственно потребуется список произведений в порядке следования на концерте, причём у каждого участника музыкального коллектива в прямой видимости должен быть экземпляр этого списка для того, чтобы переход от исполнения одного произведения к другому был чётким, без суеты и лишних разговоров на сцене. Совсем неплохо за некоторое время перед началом концерта раздать публике программки, в которых можно напечатать список произведений с указанием авторов, перечислить всех участников концерта, причём лучше даже с небольшими фотографиями, и даже разместить пресс-релиз или краткую историю музыкального коллектива, но не слишком длинную, чтобы не отвлекать зрителей от представления. Кроме всего прочего такая программка будет являться для зрителя памятным сувениром, на котором желающие смогут получить автографы музыкантов.

Конферансье — это артист, владеющий искусством конферанса, то есть разговорным жанром, в котором требуется не только представление о том, что и как говорить, но и большой опыт выступлений перед публикой. Основная задача конферансье – связать разные номера в единое действо. Если вы не уверены в своих силах, если концерт ответственный, то и конферансье должен быть на уровне, поэтому лучше пригласить на эту роль отдельного человека, для которого такое действо не будет новинкой. Хороший конферансье может украсить концерт, сделать его более динамичным и интересным, а плохой может его испортить, такова театральная жизнь. Однако если у вас есть желание в дальнейшем вести свои концерты самостоятельно, к этому стоит заранее готовиться, то есть, как минимум, следует изучать выступления знаменитых конферансье и репетировать, записывая видео, просмотр и анализ которого позволит вам не только избежать многих ошибок, но и поможет понять, готовы ли вы к появлению перед публикой в новом амплуа в качестве конферансье.

К величайшему сожалению, не только неискушённая публика, посещающая эстрадные концерты, но и многие музыканты чрезвычайно безграмотны в отношении ритма хлопков руками. Речь, разумеется, не об аплодисментах, а об использовании зрителями хлопков как ударного инструмента. Если не хотите попасть в некрасивое положение, всегда хлопайте только на слабую долю, причём в зависимости от темпа и характера музыкального произведения. Это может быть как Up Beat, так и Off Beat, исполнить которые очень легко, достаточно топать ногой в такт музыке, а между ударами ноги хлопать в ладоши. Думаю, трудно не согласиться, что топать ногами и хлопать в ладоши во время концерта — чрезвычайно весёлое занятие.

Ещё один чрезвычайно важный вопрос — соблюдение тишины в паузах и во время обсуждений на репетициях. Правило очень простое — в паузах и во время обсуждений не играть! Несоблюдение этого простого закона ведёт не только к заболеваниям голосового аппарата из-за вынужденных попыток перекричать неуёмного коллегу, но и к нервному перенапряжению и усталости слухового аппарата всех присутствующих. Чрезвычайно раздражает, когда кто-то «тренькает» во время того, когда участники коллектива обсуждают решение какого-либо насущного вопроса. Кроме того подобный постоянный паразитический «фон» просто не позволяет услышать отсчёт, даваемый барабанщиком, и вступить вовремя, а также отвлекает от хода мысли коллектива, что чрезвычайно снижает плодотворность репетиции в целом. Для того, чтобы отработать какие-либо элементы или просто всласть «побренчать» существуют индивидуальные репетиции, не заставляйте при этом страдать весь коллектив. Всё это касается и настройки звука перед концертом — никаких лишних звуков не должно быть.

Излишний патологической перфекционизм уничтожает огромное количество прекрасных произведений искусства, заставляет страдать «скрытых», неуверенных в себе творцов от психических неврозов, которые рано или поздно способны привести к творческой гибели. Если у вас появляются идеи, что выступать при некоторой аудитории или публиковать плоды своего творчества можно, только достигнув совершенства, это означает, что вы уже оказались на чрезвычайно опасном пути. Вполне уместно стыдится только деградации и остановки творческого прогресса. В любой момент карьеры у артиста есть определённый уровень мастерства, который соответствует сущности самой его личности в это самое время. У любых нормальных людей искусства всегда есть периоды раннего, зрелого и позднего творчества, и на каждое произведение найдётся своя публика, которой это произведение по своей сути будет близко и понятно. Скрывать плоды своего творчества просто преступно, потому что таким вот образом происходит бесполезное растрачивание данного свыше таланта. Конечно, навязываться не нужно, но всё же стоит сделать свои произведения искусства доступными для всех желающих.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9