English  

НовинкиИсторияАфишаУроки

 
         
 

 
     
 

Глава 62 • Психология саксофониста

Головной мозг человека состоит из двух полушарий. Одно отвечает за эмоциональное, другое за рациональное. В нормальном режиме полушария головного мозга не могут работать одновременно, то есть единовременно активно либо одно, либо другое. Что же делать? Ведь кроме того, что при исполнении музыки необходимо «думать» об образе произведения, то есть задействовать именно «эмоциональное» полушарие головного мозга, приходится решать задачи, связанные с техникой исполнения, которыми занимается «рациональное» полушарие. Ответ вроде бы прост — нужно довести всю техническую сторону исполнения до полного автоматизма, то есть запрограммировать все свои физические действия с помощью моторной памяти, что в свою очередь в момент игры позволит все ресурсы головного мозга направить на эмоциональность.

У музыкантов, есть такое понятие как «само придёт», и в некотором роде это действительно верно. Разумеется, на пустом месте не появится ничего путного, а вот, если произвести хороший задел, а затем сделать небольшой перерыв, то тогда действительно будут результаты. Человеческий мозг имеет различные свойства, так вот одно из них состоит в том, что мозгу просто необходимо иногда давать время на обработку и усвоение информации, которая в него попала. То есть, если безостановочно напихивать в голову всё подряд, настаёт момент, когда вы всенепременно столкнётесь с тем, что знания просто лежат мёртвым грузом, и воспользоваться ими в практике не удаётся, а вновь поступающая информация вообще уже не влезает. Принцип очень простой. Отдыхать — это полезно.

Для полноценной работы мозга и организма в целом ежедневно требуется не менее восьми часов сна, взаимосвязанного с вашими личными биоритмами, которые индивидуальны, но жёстко привязаны к времени суток, то есть к положению Земли относительно Солнца. Деление людей на «сова или жаворонок» придумано для оправдания собственной слабохарактерности и ложный предлог для сохранения личных дурных привычек. Полный цикл сна, включающий в себя четыре стадии медленного сна и быстрый сон, продолжается в среднем полтора часа. Причём наибольшее значение имеет самый первый полный цикл, который для полноценного отдыха должен начинаться до двенадцати часов ночи, то есть наиболее разумно отправляться спать не позднее примерно 23:30. Для полноценного здорового сна человеку необходимо пройти пять полных циклов сна, то есть примерно семь с половиной часов, плюс ещё полчаса на засыпание и пробуждение. Оптимальное время для засыпания и пробуждения совсем не сложно вычислить. Для этого нужно в течение нескольких недель проследить за своими ощущениями, отмечать и записывать каждый вечер, в какое время вас начинает клонить ко сну, то есть прислушаться к своему организму и регистрировать малейшую сонливость в вечернее время. Так вы сможете получить вполне конкретные данные о том, когда именно у вас начинаются полные циклы сна. Готовиться ко сну стоит незадолго до начала цикла, то есть стремиться засыпать и просыпаться каждый день в одно и то же время, за что организм обязательно отплатит вам благодарностью.

Отдых — это важнейшая и неотъемлемая часть продуктивной работы. Безостановочная работа на протяжении нескольких лет ведёт не только к снижению качества и производительности труда, но и чревата серьёзными проблемами с физическим и психическим здоровьем. Разумеется, лучший отдых — это полная смена обстановки. Как минимум раз в год стоит отправиться куда-нибудь поближе к природе, где глаза будут созерцать неравномерность фактуры зелёных листьев и волн на поверхности свободной воды, а слух станет восстанавливаться от естественных природных звуков, от шума прибоя, пения птиц и шелеста растений. Кроме всего прочего, отдых — это прекрасное время для получения заряда вдохновения, а так же новых впечатлений и ощущений для того, чтобы вам было о чём рассказывать в своём творчестве.

Во время обучения чему-либо вы обязательно сталкиваетесь со специфическими моделями работы головного мозга. Ещё одно свойство — возможность время от времени «войти в глубокий цикл» — это, например, когда вы повторяете некоторый фрагмент, над которым работаете, но совершаете одни и те же ошибки из раза в раз, даже пытаетесь ещё замедлить темп, однако ошибки не исчезают, мало того, в добавок могут появиться и новые. В такой момент необходимо, чтобы ваш внутренний голос прокричал вам крылатую фразу: «Остановись, безумец!» И тут стоит его послушаться, отвлечься, не переключиться на другой вид работы, а именно остановиться и вздохнуть... Например, вспомнить какую-нибудь весёлую историю. И немного погодя сыграть эту фразу, как будто заново, но только чрезвычайно медленно и «как в последний раз». И «О, чудо!» оказывается, вы её уже выучили!

Развитие и прогресс всегда происходит скачкообразно, то есть вы что-то постоянно и кропотливо делаете, а такое впечатление, что топчитесь на месте. Но настаёт один прекрасный день, когда у вас начинает просто и непринуждённо получаться всё пройденное, и затем вы снова начинаете топтаться на месте, но уже на новом уровне. То есть не по восходящей наклонной плоскости, а по своеобразной лестнице. И так до бесконечности — и это здорово, и это прекрасно. Такой вид движения, конечно, не прост чисто психологически, но к этому стоит привыкнуть и не расстраиваться понапрасну. Просто упорно и постоянно делать всё, что в ваших силах и результат всенепременно будет.

Есть и ещё всякие особенности, например такая — «до саксофониста всё доходит только со второго раза». Что самое интересное, так это то, что это является чистой правдой. Возможно, это обусловлено тем, что вибрация саксофона возникающая во время игры передаётся посредством зубов и черепа прямо в мозг саксофониста, и от постоянных сотрясений способность воспринимать информацию с первого раза постепенно ухудшается (не пугайтесь — это шутка).

Две самые страшные болезни саксофониста и вообще музыканта — это «страх ошибки» и «стремление быть умником».

«Стремление быть умником» — опасная болезнь. Выражается в том, что музыкант пытается все свои знания и умения уместить в одном соло. Если это единственное соло за весь концерт, то это ещё можно как то простить, но если музыкант солирует в каждом произведении на протяжении всего вечера, то все его соло становятся жутко похожи друг на друга в своём бесконечном разнообразии, и создаётся впечатление, что весь вечер звучит одна ужасно длинная занудная песня — это как минимум скучно и неинтересно. И пожалуйста, не надо слишком много нот!

С самого раннего детства взрослые доводят у ребёнка до уровня рефлекса следующий алгоритм поведения: «ошибся, остановись, проанализируй ошибку, исправь, двигайся дальше». Проблема в том, что такая система поведения не работает не только в музыке, но и вообще нигде в жизни. Всё течёт, всё меняется, войти дважды в одну реку невозможно. Вместе с пагубным алгоритмом действует и оценочная система, которая приводит к появлению «страха ошибки». В занятиях музыкой это приводит к фатальным результатам. Музыка — это действо, развивающееся во времени, музыку, как и время, нельзя остановить. Остановка означает смерть. Как правило, не только музыка, но и вся жизнь состоит из одних и тех же в той или иной степени подобных, повторяющихся фрагментов. Стоит стремиться не повторять ошибки, корректировать их на ходу, так как возможности исправить что-либо уже не будет больше никогда. Не останавливайтесь, не смотря ни на что, двигайтесь вперёд, так как жизнь — это движение.
Во время экзаменов в музыкальных учебных заведениях нет ничего страшнее остановки. Что же происходит в сознании молодого музыканта в момент ошибки? Он мгновенно переключает своё внимание на ошибку, отвлекаясь от настоящего музыкального момента, наверняка совершает ещё одну ошибку, так как отвлёкся от исполнения, теперь в сознании уже две ошибки, разумеется, он совершает следующую, одним словом, получается лавинообразный процесс, завершающийся выпадением из музыкального времени и, соответственно, остановка — садись «два»! И что самое страшное — эта болезнь может сохраниться на всю жизнь. Как же это лечится? Лучше всего не заболевать этим изначально! А делается это так: во время разбора музыкального произведения внимание концентрируется на настоящем моменте и «проблемы решаются по мере их поступления», при возникновении ошибки ни в коем случае не останавливаться на середине фразы, а обязательно доигрывать «до точки», и лишь затем повторить неудавшуюся фразу медленно и целиком, но не «впадая в глубокий цикл». Если же преподаватель поставил задачу исполнить произведение полностью, или вы играете с аккомпанементом, непременно нужно играть всё без остановки с начала до конца, невзирая на ошибки и недочёты! Ошибки — сразу в «чёрный ящик». «Разбор полётов» — потом. Вот сыграете, а затем проанализируем и обсудим. Если вы заметили и осознали ошибку, значит уже наполовину её исправили! Если вы сделали во время игры ошибку, не стоит воспринимать это как Конец Света. Стремитесь на всех этапах вашего обучения контролировать процесс, причём и на сознательном, и на бессознательном уровнях, главное чтобы всё происходило так, как вы хотите, как думаете и как должно быть.

Существуют принципиальные отличия в мышлении мужчины и женщины. Одно из таких явлений заключается в различном уровне способности концентрироваться на одной задаче, а также на возможности следить за несколькими задачами одновременно. Женщины легко справляются с многозадачностью, но при этом им гораздо сложнее не отвлекаться и концентрироваться на единственной задаче. Для мужчин совершенно естественно сосредотачивать внимание на одной задаче, и появление любых отвлекающих факторов может полностью нарушить мыслительный процесс по актуальному в данный момент вопросу. Поэтому стоит развивать свои слабые стороны, что непременно будет способствовать достижению наилучших результатов не только в исполнении музыки, но и в жизни в целом. Возможно, сперва это покажется парадоксальным, но для тренировки концентрации женщинами и многозадачности мужчинами может послужить одно и то же упражнение. Для начала вполне достаточно во время изучения технического материала, который требует напряжения музыкальных «математических» способностей, то есть при игре не по написанным нотам, а в соответствии со знанием ступеней и их последовательности, при игре произведений наизусть, можно параллельно смотреть без звука какие-либо видеозаписи. Например, исполняете вы какие-либо виды арпеджио всевозможных ладов и аккордов во всех тональностях, а в этот момент смотрите передачу «Клуб кинопутешественников». В этот момент женщинам нужно стремиться максимально сконцентрироваться на игре на инструменте, но при этом параллельно смотреть на происходящее на экране. Мужчинам необходимо с одной стороны не отвлекаться от своей игры на инструменте, но и одновременно с этим следить за сюжетной линией кинокартины. Постепенно можно добиться умения примерно в равной степени и концентрироваться на актуальной задаче, и наблюдать за происходящим вокруг. Это умение чрезвычайно важно для успешных живых выступлений на публике.

Огромное влияние на качество исполнения имеет сценическое волнение. Зажатость различных групп мышц, вплоть до судорог, затруднённое дыхание, сухость во рту или наоборот — повышенное слюноотделение и другие тяжёлые физические симптомы осложняются психическим состоянием, при котором исполнитель не может сосредоточиться на своих необходимых для успешного выступления действиях. Внимание при этом фиксируется на посторонних явлениях и мыслях, что ко всему прочему не позволяет даже вспомнить текст выученного музыкального произведения. Для успешной победы над сценическим волнением существует два необходимых и взаимодополняющих ингредиента — уверенное и твёрдое владение материалом и многократный опыт выступлений. Других способов нет. Успокаивающие лекарства не только не помогут, а скорее ко всему прочему ещё и затормозят действие нервной системы, что только усугубит ситуацию. Употребление алкогольных напитков для преодоления сценического волнения даже в малых дозах ведёт к резкому снижению качества исполнения, а в дальнейшем гарантированно послужит причиной серьёзных заболеваний. То есть путь только один — безукоризненно выучить произведение, многократно репетировать с аккомпанементом и как можно больше выступать перед зрителями. В качестве публики для начала можете попробовать использовать даже своих домашних животных, ближайших родственников, затем друзей и приятелей. Выступайте при любой возможности, будь то домашняя вечеринка или школьный праздник, дачная веранда или большая сцена в концертном зале, и постепенно страх исчезнет, останутся только приятные ощущения от обмена положительными эмоциями с публикой.

Что мы делаем на саксофоне? Правильно! Мы играем! Об этом стоит всегда помнить. Это всего лишь только игра. И, как и во всех играх, в ней так же существуют различные уровни и этапы, которые стоит проходить с удовольствием, помня при этом, что музыка — это не спорт, в ней не бывает победивших и проигравших, есть только участники, которые вкладывают всю свою Душу и силы в этот чрезвычайно интересный Путь, у которого нет конца. Это очень увлекательная и прекрасная игра, которая способна доставить радость не только самому музыканту, но и всем окружающим.

НАЗАД            ВПЕРЁД

КУПИТЬ

или   ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Антоша Хаймович
«САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК»
(Издательство «Планета Музыки», 2018,
ISBN 978-5-8114-2701-7)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ГРАММАТИКА БЛЮЗА. + DVD»
(Издательство «Планета Музыки», 2019,
ISBN 978-5-8114-4397-0)

 

КУПИТЬ

Антоша Хаймович
«ПРОСТОЙ АККОМПАНЕМЕНТ
НА ФОРТЕПИАНО
В ПОП- И РОК-МУЗЫКЕ»
Издательство «Планета Музыки», 2021,
ISBN 978-5-8114-5243-9